"Кварца много не бывает", - сказал Олег и предложил посетить давно не хоженый Торезский (он же Чистяковский) песчаниковый карьер. Этот маршрут долго находился на "скамейке запасных". Конец сентября задался привлекательно теплым, а ведь буквально через неделю октябрь уже начнет облачать посадки и рощицы в неповторимые желтые и красные тона, но пока все еще зелено. Погода напоминает скорее летнюю и упускать такие дни было бы форменным преступлением. И мы не упустили. Час езды и пред нашими взорами возникает панорама карьера
Впервые об этом карьере я услышал от старшего поколения наших донецких камнелюбов, увидев интересные и весьма своеобразные кварцевые друзы на полочках Виктора и Полковника. Для меня это было открытие.
Впервые об этом карьере я услышал от старшего поколения наших донецких камнелюбов, увидев интересные и весьма своеобразные кварцевые друзы на полочках Виктора и Полковника. Для меня это было открытие.
Впоследствии и я разжился одной из подобных друз. К сожалению, такой материал весьма трудно фотографировать и это тот случай, когда фотография ни в коей мере не может передать объем и блеск образца.
Мы же с Олегом один единственный раз посещали карьер в апреле 2017 года как раз в компании вышеперечисленных старожилов донецкой минералодобычи. Нельзя сказать, что в тот день Шубин нас обижал, особенно мне грех жаловаться на хранителя донецких недр. Тогда в одной из стен карьера мне посчастливилось разбирать кварцевую жилку, внутри которой обитали чуднЫе кристаллы. Вскользь об этом упоминалось тут Продолжение кварцевых историй, 2017
Три с половиной года пролетели со скоростью пробки от шампанского, традиционно отсчитывающей смену дат и лет в Новогоднюю ночь. Внезапно пробежали три с половиной года. И мы вновь здесь.
Карьер неспешно работает, нехотя, вполсилы. Где-то катаются карьерные самосвалы, у них свой маршрут, а у нас свой и нам нет друг до друга никакого дела.
Вот еще одна панорама, на заднем плане видны городские постройки Тореза, верхушки терриконов равномерно разбросаны по всей угольной площади Донбасса
Торезский карьер находится в пределах Чистяковской (или как еще называют Чистяково-Снежнянской) синклинали, являющейся частью более крупной Южной синклинали Донбасса. Сюда хоть студентов-геологов на практику вози, ибо сам карьер представляет собой четкий прямоугольник, у которого длинные стороны вытянуты строго вдоль антиклинальной складки, а короткие вкрест нее. В результате как по учебнику можно измерять на короткой стороне угол падения
Дабы не забывалось, что вы все-таки на Донбассе Шубин временами вклинивает в дебелые монолиты песчаников пропластки уголька, причем не абы какого, а что ни есть настоящего искрящегося жирным блеском антрацита
Именно это природное ископаемое в свое время положило экономическую основу всему нашему краю. На протяжении более двух сотен лет благодаря этому "минералу" население Дикой Степи выросло от нескольких сельских поселений разбросанных на тысячи квадратных километров до одного из самых густонаселенных регионов Советского Союза. То была история, ныне же, увы, постепенно уходящая в Лету.
А кварц? Нельзя сказать, что там просто ходишь по кварцу, его там еще пойди найди. Иногда встречаются "бестолковые" продольные жилки типа таких:
Но уж дюже она мелкая, чтоб нести в себе приличные кварц-хрустальные раздувы. Другое дело жилы секущие, даже мелкие они могут таить в себе всевозможные сюрпризы. Еще в начале маршрута мы заприметили парочку таковых, собственно это те же самые жилы, которые мы работали в прошлый приезд. Только с тех пор стенка борта карьера значительно отодвинулась к западу, к счастью жилы не выклинились по простиранию. Жилки поставлены на карандаш, к ним еще обязательно вернемся. А пока прогулка по дну карьера дабы чего не пропустить.
Идешь не спеша по карьеру, пощипывая витаминную ягоду спелого шиповника, иногда шальной заяц метнется из под ног - красота одним словом.
Очень интересные ожелезненные конгломераты встречаются то тут то там.Надо подумать на тему спуститься в карьер непосредственно на авто и отхватить парочку глыб такого камня, авось удастся выкатать из них приличные шары?
Поскольку что-либо интересное не перспективилось, мною было принято решение вернуться к той самой стеночке, которую секли запримеченные ранее кварцевые жилки. Как оказалось я туда пришел последним, Олег подтянулся непосредственно передо мной, а Виктор и вовсе не уходил оттуда. К тому времени он успел развернуть полупромышленную добычу.
Должен отметить, что на самом деле мы занимались тем, чем в принципе я бы категорически запретил заниматься кому-бы то ни было, если только он не обладает кольцом бессмертия и волшебным средством по сращиванию поломанных частей тела. Карьер разрабатывается взрывными работами, песчаник колется по отдельностям и нависает живой стеной, угрожая рухнуть какой-нибудь глыбой в любое мгновение. В стене почти каждый камень шевелится, а над головой нависают карнизы весом от нескольких десятков килограмм до нескольких тонн. Временами они угрожающе покачиваются при ударе молотком. Секущая кварцевая жилка скользит сверху вниз и если Олег пристроился внизу и работает опираясь на твердое основание дна уступа, то Виктор я нашел зависшем в позе человека-паука. Если кому кажется, что это достаточно безобидное занятия, то отмечу, что внизу под Виктором примерно полтора его роста, и там внизу вовсе не пуховая перина подстелена. Держаться нужно двумя руками и ногами, при этом еще чем то работать, не делая резких движений. Помножьте это на то, что все ходит ходуном и на миленький такой многотонный козырёчек, нависающий в метрах 3 над ним. Добытые непосильными трудами образцы затем как-то нужно спускать, в чем то держать, а это как минимум минус одна опорная точка, их как инструменты вниз не сбросишь... В общем как пишут в титрах документальных фильмов про всяких шизанутых экстремалов "повторять такое не рекомендуется".
Еще выше вы можете заметить еще одну параллельную первой кварцевую жилу, она более мощная, но лезть туда уж совсем полное безумие.
И казалось бы ну зачем столько кварца, особенно при таких условия добычи, но когда в тебе просыпается старательский азарт все остальное почему-то отходит на задний план. Дураки мы дурацкие.
В конечном итоге и я пристроился к жиле. Предварительно обрушив все что шаталось и вызывало недоверие в своей надежности и укрепившись твердо ногами и одной рукой, орудуя ломиком я смог в конечном итоге разомкнуть плиту замыкавшую вход в очередной раздувчик. А вот выбирать материал оттуда я уже не мог, так как нужны были свободные обе руки. В результате Олег своим фотообъективом поймал нас с Виктором вот в такой позиции (не повторять! - это дебилизм и я признаю это)
Вместе с тем работать жилу на карьерах в горизонтальной плоскости всегда лучше, нежели копать ее с поверхности земли вертикально вниз.
На этом фото четко видна жила секущая песчаник под углом примерно 45 градусов, уходящая вглубь вмещающих пород. Разбираешь немножко окружающую породу, просовываешь руку в щель и понимаешь, что пальцы ощупывают поверхности кристаллов, осталось лишь аккуратно извлечь их. От такого занятия оторваться практически невозможно.
По мере того, как добыча скапливалась внизу на большом валуне, настало время рассказать за торезский кварц.
С некоторого времени меня кроме понятие размеров, прозрачности и эстетичности кварцевых образцов стали интересовать вопросы их морфологии, онтогении, ассоциаций, включений и все такое прочее. В стародавние времена я почему то не задавался подобными вопросами, видать время пришло. Не считая себя великим дешифровщиком таинств рождения и истории жизни минералов, тем не менее подмечать внешние признаки, которые способны поведать нам сии истории, я начал уже почти автоматически. Порой это весьма увлекательно и интересно.
Секущие жилы рвут песчаниковые толщи тонкими параллельными нитями, толщина их составляет от 2-3 до 15 см в ширину. Верхние и нижние зальбанды жилы инкрустированы удлиненными кристаллами кварца, практически лежащими на породе, их оси С расположены вдоль падения жилы. Иными словами кристаллы расположены субпараллельными друзами, как бы лежащими на боку на подложке. Весь кварц достаточно ожелезнен, если его отмыть в кислоте то он блестит как невменяемый, пока я этого не делал пока, в рубашке он хоть и менее эстетичен, но рельефность на фото заметна лучше, потому попробуйте вообразить все это, но не в коричневом, а в прозрачно-белых тонах.
На фото кусочек стеночки занора размера более 20 см. Кварц явно расположен вдоль течения раствора, причем это жилы альпийского типа (ну и что, что в песчаниках?). Кварц не является привнесенным, но растворен из вмещающих кварцевых песчаников. Более того, если рассмотреть эти самые кристаллы, то в абсолютном большинстве их явно заметна белая фаден-полоса.
Некоторые кристаллы лежат на подложке как бы вкрест описанным параллельным пучкам. Они редки, но преобладают размерам и, как правило, все уплощены. Еще более редкие "стоячие" кристаллы. Эти вообще имеют нормальный неискаженный вид обычных кварцевых "бочонков". Вот такие задачки для онтогенистов.
Конечно же, наиболее привлекательны для нас, коллекционеров-эстетов, друзочки свободного роста.
Они не крепятся в стенке, а лежат прямо в ожелезненной глинке, также подчиняясь четкому позиционному направлению вдоль трещины. Их вынимать доставляет особое удовольствие. Работа буквально на кончиках пальцев, нащупаешь в подсохшей глине острие сидящих там головок друзочек и аккуратно вынимаешь их одну за одной из трещины - красота! Смотри предыдущие фотографии. Или эти последующие:
Они не крепятся в стенке, а лежат прямо в ожелезненной глинке, также подчиняясь четкому позиционному направлению вдоль трещины. Их вынимать доставляет особое удовольствие. Работа буквально на кончиках пальцев, нащупаешь в подсохшей глине острие сидящих там головок друзочек и аккуратно вынимаешь их одну за одной из трещины - красота! Смотри предыдущие фотографии. Или эти последующие:
Есть еще одна нерешенная задачка с этим кварцем. Некоторые образцы густо присыпаны неким минералом. Это видно на фото титульной друзы. Или вот тут:
Обязательно выясним что это. Хотя собственно и так ясно, что нечто их группы либо хлоритов, либо каолинитов.
Естественно, кварцевые истории Донбасса не заканчивается. Пока я в хлопотах случайно застрял на какое-то время дома, мой друг Олег не выдержал и выехал на недалекое от Тореза Буденовское (оно же Скосырское) месторождение в районе Зугреса (это такое странное название у города).
Это будет прекрасная друза после препарации. А также эта находка в старом карьере в очередной раз подтверждает мысль, что под нашими ногами до сих пор хранятся каменные красоты, несметные в своем числе. Нужно лишь вооружится инструментом, взять багаж знаний, хорошее настроение и не ленясь ехать в поля, карьеры. Не отчаиваясь, если вдруг в какой-то день перевернув пуды и кубы земли вы так ничего не найдете. Камень любит терпение и Шубин в помощь!
Хорошие у Вас отчеты, Михаил. Удачи Вам!
ОтветитьУдалитьПрочитал с удовольствием.
ОтветитьУдалитьСпасибо огромное за оценку!
ОтветитьУдалить