Постоянные читатели

четверг, 7 октября 2021 г.

Мои первые Севера, по мотивам воспоминаний

Недавно мой друг и давнишний товарищ по полям Иван оживил на одном из минералогических форумов тему нашей давнишней совместной поездки в Хибины. Я пообещал реанимировать отчет, ну а уж коль слово молвил, то хочешь не хочешь, а ответ держать. Да и самому, скажу честно, приятно предаться мемуариям, покрутить в руках старые образцы, покопаться в фотографиях. 
Состав экспедиции - сбитая треугольная команда в составе москвичей Ивана и Михаила и донецкого делегата в моем лице. К тому времени мы именно таким составом обкатали цельный ряд всевозможных минералогически-интересных точек по разным географиям. А буквально за год до описываемых событий колесили вместе в Карелию. Поелику, карельский маршрут во многом перекликался с хибинским и по пути следования и по духу, пожалуй, есть смысл вкрапить его отдельными эпизодами в этот сказ.

Я, человек достаточно южный, до этого бывавший пару раз в лесах Ленинградской области и ни шагу севернее, был покорен. Помните как в песне:

Увезy тебя я в тyндpy и тогда поймешь ты вдpyг
Почемy к себе так манит, так зовет поляpный кpyг
Hе беда, что здесь метели, не беда, что холода,
Если ты полюбишь севеp, не pазлюбишь никогда

Это все про меня, а еще в той же песне были и такие слова: 

Заискpится синий иней на pесницах сеpебpом
Сколько хочешь самоцветов мы с тобою собеpем

Самоцветы не самоцветы, но про минералогические  знаменитости Кольского полуострова я, как и каждый кто "был в теме", мечтал с детства. И, конечно же, золотыми астрофиллитовыми блестками с вкраплениями эвдиалитовых вспышек манили Хибины. Когда приглашают в такую поездку, то раздумывать грешно, надо хватать рюкзак и бежать догонять детскую мечту.
Та поездка начиналась символически, машину загружали возле одного из главных минералогических заведений страны. Да, это Минералогический Музей имени А.Е. Ферсмана.
Долго ли, коротко ли, однако проезжая Карелию вспомнилась прошлогодняя поездка. Тогда я удивлялся как хлопцы лихо выговаривают непроизносимые для меня финно-угорские названия. Помнится некий пегматитный карьер у Леппясильты, это слово я учился выговаривать до конца той поездки. Кстати, интересный был карьер. Был там берилл, был молибденит, было что-то еще, а наколотили мы там массово гранатиков-альмандинов. Не таких гранатов как в соседних Кителях, не сланцевых, а пегматитных, что тоже интересно. Еще был какой-то карьер с радостными щеточками флюорита со свойственной этому минералу особенностью играться цветами от фиолетово-почти-черного:
до желтого:
или вообще полихромного:
Рядом с этим карьером уперлись в какие-то жуткие гати. Я разное бездорожье встречал колеся бывшие советские просторы, но такое видел впервой.

Также заезжали в ту карельскую поездку на старые отвалы железнорудного Люпикко: бурые тетраэдры гельвина и алые вкрапленности его брата - даналита, бериллиевые бромелит и хризоберилл, кристаллы везувиана и магнетита, куча разных сульфидов и прочая-прочая. Не то чтобы есть что на полку поставить апологетам эстетики, но с систематической точки зрения очень даже занятный винегрет.  Были и кительские гранаты, как же без них. Наверное меня бы просто не поняли, проводники с поезда высадили, а таможенники оштрафовали, если бы узнали что я еду из района карельской Питкяранты и не везу с собой тамошние знатно-занятные альмандины. 
 На точках, которые считаются классическими мы подобрали альмандиновый материал явно второй свежести. Однако как уж так получилось не помню, но оставив Мишу на Люпикко долбить редкости, мы с Ваней рванули колобродить окрестности в поисках "банальностей" и абсолютно случайно в выемке под строительство дороги, проходящей через те самые слюдистые сланцы нашли свой альмандин. 
Примостившись прямо около трассы закопались в черный сланец. Проходящие мимо местные жители промышляющие не то чернику, не то бруснику заинтересовались и целый час выпытывали у нас куда и главное почем мы будем сдавать эти камушки, отказываясь верить, что копаемся мы сугубо  в удовольствие и не более того. А гранат все шел и шел, и это увлекало настолько, что мы напрочь позабыли про время и ... про оставленного где-то в одиночестве Мишу. 
 


Так вспоминалась Карелия. В этот раз проезжаем знакомые места, оставляя Ладогу в стороне, не сворачивая к Питкяранте, мчим дальше. Впрочем возникает твердая уверенность, что на обратном пути подзадержимся тут на парочку дней, уж больно душевны воспоминания. Подкатываем к Онеге, проходим мимо Кондопоги. И здесь мы бывали год тому. В местных базальтах искали медь. Один небольшой образчик с тех пор есть в моей коллекции. Вспоминаются постапокалиптические картинки той поездки:

А этого грозного дядечку неизвестно кем воздвигнутого мы тогда окрестили Ууксой:
Так за воспоминаниями я впервые в жизни пересек Северный Полярный круг. 
Пока еще тепло и оптимистично, но уже совсем скоро по мере дальнейшего продвижения на север все будет иначе. 
Приехали в Кировск, поставили палатку и легли спать. Утро, идет дождь, иногда пререходящий в снег. Снег! 19 июля! Над озером Большой Вудъявр носятся шквальные ветры заворачивая волны в какие-то то ли смерчи, то ли тайфуны. И в палатке тоже холодно и мокро. Июль. Покатались по Кировску и Апаптитам, даже в музей заглянули. В итоге поселились в некоем профилактории на окраине Кировска. 
Познакомились с человечком, который как и мы неравнодушен к эвдиалиту:
День грядущий погоду не улучшил. Но в районе обеда немножко развиднелось. Идем на Айкуайвенчорр ... Это мне раньше карельские название казались труднопроизносимыми, после саамских топонимов я понял, что теперь вообще не боюсь никаких скороговорок. 
Анальцимовый пегматит на Айкуайвенчорре знают многие. Технология поиска минералов там своеобразная. Из пегматита здесь вываливаются эгириновые шары, эдакие законченные всесторонне-образованные плотные эгириновые солнца размером от "с кулак" до "с голову". Их и нужно крушить в надежде, что в центре агрегата будет нечто интересное. Эгириновый шар прочный и вязкий агрегат, расколоть его то еще занятие. Зачинщиком "постучать" выступил Иван, он в эту поездку в принципе  творчески настучал на две поломанных кувалды. Шанс на то, что внутри эгиринового шара не будет ничего окромя самого эгирина весьма высок, хорошо если зеленый игольчатый, а чаще просто бездарная черная сплошная масса. Но ежели повезет, то в середине может оказаться пустотка с чем-то более приятным. Я вот помню, что Иван разгромив очередной шар явил нам кристаллик анальцима висящего на зеленых кустах эгирина, там же расквартировалась бесподобная друзочка катаплеита. Помнится также, что Миша настроился на поиски эвдидимита и достойные тройнички оного в итоге упаковал в свой рюкзак. Хоть бы сфотографировали что ли.
Ну а я то чё, я вообще впервые здесь, откуда мне знать что тут искать. При написании этого отчета я перерыл коробки с камнями тех сборов. У меня в остатке есть несколько хорошо образованных кристаллов белого анальцима размером с крупную черешню, есть одна друзочка катаплеита так просто для статистики, сказали что нужно брать, я и взял. 


Помнится где-то в тех же краях Иван умудрился поссориться с местными "орлами" и они его вроде как даже пытались атаковать, помню что метрах всего в 200 от начала жилых построек Кировска чуть не вступил в медвежьи, прошу прощения, экскременты. Вот такая зоология. Атаковавший Ивана птах даже позволил себя фоточпунькнуть:
Я не великий орнитолог, но я тут вижу все же таки сокола, а не орла и судя по крупным (орлиным) размерам это Кречет. Тоже не маленький птах, не хотел бы я связываться с таким.
Вид на Кировск сверху:
Полярный день имеет свои плюсы, работать можно чуть ли не круглосуточно. Спустившись решили мотануть на Кировский рудник, пока окно в погоде позволяет. Опять сжимая зубы пытаюсь выговорить: Кукисвумчорр. Побродили по отвалам. Все стандартненько, без изысков. Так для галочки подобрал крупный кристалл лампрофиллита. 
Профилакторий уже успел стать родным, нас там все знают и здороваются. С утра занялись обычным делом - ожиданием погоды, а ее нет и нет. Айда в Ковдор. Долго ли. 

Палатку поставили прямо на дороге ведущей к отвалам. Ковдор, в отличие от Хибин, был не против поделиться с нами солнечными днями.

Вообще я для себя так объяснил это. Там на Кольском настолько мало настоящего природного солнца даже летом, что в качестве компенсации тамошние каменные боги решили подарить людям много солнца в камнях. Все знают, что в тутошних тундрах встречаются лучшие в мире солнышки астрофиллита и лампрофиллита, но и помимо этих распрекрасностей многие минералы пытаются раскрыться в звездно-солнечном виде.  В виде красивых лучистых агрегатов здесь встречаются менее известные местные достопримечательности как то нормандит или сейдозерит (кликабельно). Не стоит забывать про бесчисленные солнца эгирина и арфведсонита, и даже банальные титанит или апатит умудряются здесь в несвойственной им манере зазвездиться. Пожалуй, надо будет как-нибудь задаться целью собрать коллекцию Кольского созвездия солнц и звезд. Чем не идея для коллекции?
Нет, конечно же, в карьеры Ковдора мы не спускались и местных вкусностей а-ля квинтинит, бобьерит или ковдорскит не находили, впрочем и не искали. На отвалах железорудного карьера пробираясь сквозь негабариты искали октаэдры магнетита утопленного в кальцит, дабы потом вытравив оный можно было получить неплохие друзочки магнитного минерала. 
Скромная добыча выглядит примерно так:
Бочоночки слюды флогопита тоже интересно, нужно брать.
На отвалах флогопитового карьера подсобрали малость форстерита и диопсида.
Как сказал тогда Ваня, который еще не забыл впечатлений "орлиной истории": "совсем распоясалось зверьё в этом году". Этот лис просто внаглую пришел в наш лагерь и абсолютно не стесняясь вылизал наши миски.
В Ковдоре познакомились с Константином. Костя пригласил к себе домой на чай с плюшками. Там то я и увидел настоящие ковдорские минералогические скарбы. 

"Гидрометцентр" сказал, что там в Хибинских тундрах погода наладилась. Пора возвращаться. Бросив авто Ивана около "родного" профилактория, зафрахтовав местных на УАЗике мы начали заброску на главную цель всего этого приключения. Пик Марченко.
Нельзя сказать, что это совсем уж дикое место. Туристы тут время от времени шатаются. Как пешие, так и колесные. Но в целом место относительно уединенное и тихое. Я впервые в настоящей тундре и мне здесь очень-очень нравится.
Иван здесь далеко не впервой, но похоже и он в восторге, правда это такой человек, который, как мне показалось, вообще никогда не унывает.
Вообще стоило бы сказать пару слов о людях, с которыми мы объехали, можно сказать, всю европейскую часть России от югов Кавказа до северов Кольского полуострова. Миша и Иван достаточно сильно поработали над исправлением моего дилетантизма в делах каменных. Могу смело с благодарностью назвать их своими учителями. 
В то время как Иван крушил кувалды, Миша в этих поездках с увлечением катал всякие круглые деревяшки. 
а) Карелия:
б) Кольский, Ковдор, тут масштаб уже побольше:

Вернемся в Хибины. Утро встретило нас ветром, но не шквальным. Отличный такой ветерок, как раз чтобы разогнать комаров и мошку, при этом не сдувая голову с плеч. "Замечтательная погода", - сказал Иван. Или как говорит мой киевский друг Федя: "фэншуйно!" 
Лето, полярным цветам нужно успеть в несколько недель отцвести, накормить нектаром насекомых и вновь замерзнуть. Пока что вокруг всё красиво-цветасто.
Цветы всех цветов на северном склоне цирка, а на южном (то есть обращенном на север) лежит снег. 





Однако гербарий я не собираю, а вот минералы даже с удовольствием. 
Астрофиллит, нельзя сказать, что это такой астрофиллит, который бы меня особо сильно впечатлил, видал я существенно лучше. Но это собственноручно собранный камень, что зачастую на порядок дороже. А между тем здесь в Хибинах встречается лучший в мире астрофиллит. Буквально в период написания сих строк на выставке в Москве анонсировались свеженайденные шикарнейшие звезды астрофиллита свободного роста с привязкой Пик Марченко. Мои же образцы куда как скромнее или как говорит Ваня "пионерские". 

Другая Хибинская знаменитость - эвдиалит, "лопарская кровь". Особенно эффектно смотрятся алые треугольники кристаллов в черном эгирине. Опять таки образцы достаточно "школьные", но уж какие есть.



Сейчас я уже даже затруднюсь сказать почему, но припоминается, что тогда мне жутко хотелось найти три в общем то обычных минерала: циркон, ильменит и титанит. И их было.
Титанит во времена моего геологического детства еще рекомый сфеном был обнаружен даже в двух вариациях. Первая в виде копьевидных коричневых кристаллов 
Вторая разновидность в лучших Кольских традициях в виде симпатичных солнышек
А вот с цирконом и ильменитом все оказалось сложнее и интереснее, в поисках их я незаметно для себя забрался почти на вершину Пика Марченко.


Там то и притаился искомый пегматит. Циркон

И, соответственно, ильменит. Вполне себе образованный кристалл. 
В этот день в лагерь вернулись все примерно в одно время. Естественно, когда умеешь смотреть и знаешь куда глядеть, то видишь то, чего бы я в принципе не заметил. Миша принес на вид нечто невзрачное, но это как раз меня более всего и поразило. Достаточно крупные ромбододекаэдры частичной псевдоморфозы натролита по содалиту. То бишь форма кристалла содалитовая, но грани вымощены снопами натролита. 
"Так они и называются одинаково", - тонко подметил Иван: "содалит и натролит". Ведь в европейских языках, включая, такие редчайшие как английский или французский элемент натрий называется Sodium, а от немцев нам пришло понятие Natrium. 
А еще в этом камне остаточный содалит весело светится в УФ
Один из таких кристаллов Миша презентовал в мой адрес, за что я был очень благодарен.
Все что перечислено выше я, конечно же, мог идентифицировать и без профессиональной помощи моих гидов. Но иногда попадалось нечто, что мне приходилось вопрошать.
Так, к примеру, этот камень Миша определил как ринкит, признаться я и названия такого до той минуты не слышал
Вечерком прогулялся немного окрестностями лагеря, ягод и грибов не наблюдается, а виды захватывающие
Искупался в отмороженном ручье; вода холодная, однако со снежника течет. 
Следующий день проистек примерно в таком же ритме, правда Миша ушел в какой-то изматывающе длинный одиночный поход. Пришел он глубоко ночью, мы даже немного успели поволноваться, связи то в горах нет. Помнится тогда Миша притащил пучки астрофиллита свободного роста. Для меня такая форма данного минерала была тогда внове. 
Хорошо, что в нынешнее время можно делать много фотографий, фиксирующий моменты, события, даты. Просматривая фото вижу, что это было 25 июля, что в этот день я добрался до самого края цирка. Там начинается тот ручеек, в котором чуть ниже я принимал каждодневные ванны. Собственно вот он:
Растения становились уж совсем какими-то странными. 


На следующий день вниз нас спустил тот же самый УАЗик - король российского бездорожья. Обратный путь вновь лежал через Карелию. С каждым километром пути деревья становились все выше и выше, как и температура за бортом.
Остановились в месте, ставшем уже "нашем местом". Затопленный карьер недалече от Питкяранты. 
На огне стоит бывалый чайник. Как то мы его купили на рынке города Антрацит во время поездки на Нагольный Кряж в том же составе и с тех пор этот "самовар" кочевал с Мишей во всех его поездках.
Обратный путь. Подъезжая к Москве становилось немного грустно, что вскоре придется расставаться, что вновь нужно перекрашиваться в городских жителей. 
















 
 






6 комментариев: