В раздумьях куда бы еще поехать вдруг всплыло название "Стыла". Несмотря на общность известняково-доломитных месторождений зоны сочленения Донбасса с Приазовским массивом Стыла никогда не славилась ажурными кальцитами как Новотроицкое и Докучаевск или тем паче аметистами, как Комсомольское, хотя отсюда до Аметистовой балки, про которую я писал в прошлом году рукой подать, всего каких то 5 км вдоль речки со странным именем Мокрая Волновахи. На этом карьере я бывал лишь единожды и это было в 2010 году, тогда карьер еще давал на гора известняк и доломит. Но уже в 2011 его остановили и он начал превращаться в роскошный водоём.
В каждом месторождении есть своя изюминка. Стыльский карьер "при жизни" славился пирит-марказитовыми сосульками, "сталактитами", полыми трубами и прочими онтогеническими изворотами дисульфида железа. Помнится, как главный геолог Докучаевского комбината, под чью юрисдикцию входило и Стыльское месторождение, рассказывал мне, что как то он там обнаружил пирит-марказитовые полые трубы весьма напоминающие трубы органа, длиной от полуметра до метра. Но все это в итоге погибло под ковшом экскаватора.
У меня в коллекции имеется некоторое количество Стыльских пирит-марказитовых образцов старых времен
Эта штучка ни много ни мало, но 35 см в длину. Тяжеленная такая вся из себя.
В известняках этого месторождения много карстовых полостей заполненных гетитом и гипсом. Изначально эти карстовые дыры (а может быть изначально это были тектонические трещины?) были заполнены пиритом. Нечто похожее я наблюдал на одном из Новотроицких карьеров и привожу фотографию в качестве примера (реально это фото из другого измерения во времени и в пространстве, хотя и не столь далекого, оно сделано шестью годами ранее и двадцати пятью километрами западнее).
Здесь четко видна многотонная плямба пирита нависающая надо мной. В Стыле же пирита гораздо больше, чем в Новотроицком. Но что то в его жизни пошло не так, пирит активно окислялся с выделением газообразных оксидов серы, те реагируя с водой образовывали серную кислоту, которая вступая в реакцию с известняком образовывала гипс. Железо же пирита переходило в окислы и гидрокислы (лимонит), которые образовывали всевозможные пустотелые формы. Огромные полости заполненные лимонитом встречаются то тут, то там. Наиболее интересны лимонитовые "бомбы" - эдакие шароообразные полые конкреции, внтури их встречаются смоляно-черные натечные формы или кристаллы гётита. Размеры таких конкреций порой достаточно велики.
Гипсы в таких карстовых образованиях также заслуживают отдельного внимания. Один из тамошних образцов даже увековечился в литературе благодаря перу Бориса Зиновьевича Кантора.
До сей поры я сам их не собирал стыльский гипс, но кое что в коллекции имеется.
Вы видите эти лихо изогнутые кристаллы-перья? Во время роста они во что-то уперлись, но не сломались, а изогнулись (или их изогнуло) и они продолжили свою жизнь.
или вот такая друза
А еще вот такой замечтательный гипс (образцы из коллекции Полковника, самолично выковыривавшего их во времена минувшие)
Хоть и гипс, а глаз радует, не так ли?
А в нынешние времена можно ли найти хоть что-то?
...Был предпоследний день лета, к тому же воскресенье. Донецк сотрясается от празднования главного своего праздника - Дня Шахтера, традиционно совмещенного с Днем Города. А здесь на окраине греческого села Стыла тишина и благодать, я начинаю ощущать то самое душевное спокойствие и равновесие, которое, как правило, постоянно снисходят на меня в полях.
Здание рудоуправление более чем полуразрушено, проезжаем мимо него и на автомобиле спускаемся прямиком в карьер настолько, насколько позволяет дорога. Бортовой компьютер показывает +36С , как-то не верится, что послезавтра уже осень. Яркое солнце отражаясь от светлого известняка нестерпимо режет глаза, и ... я почему-то вдруг вспоминаю почти как наяву одно видение: середина 80-х прошлого столетия, я - школьник, участник областных соревнований юных геологов. Мы стоим палатками относительно недалеко от этих мест. Всех желающих (а я, конечно же, в первых рядах желающих) вывозят на экскурсию на карьер Дальний Комсомольского рудоуправления (ныне также затопленный). Точно такая же жара, солнечные лучи, отраженны от светлого камня бьют по глазам, вода в пластиковой фляге нагрелась и отнюдь не утоляет жажду, а я бреду со своим молотком вдоль борта карьера и пристально всматриваюсь в поисках камня ... Встряхнув головой морок детских воспоминаний, осматриваюсь вокруг. Под ногами полно полугнилого пирита, розеточки доломита, почечки мелкокристаллического кварца на чем-то халцедонообразном. Интересно, но как-то примитивно.
Лимонита здесь хоть на железорудный комбинат вези, а в коллекцию то и взять особо нечего. Хотя в одном месте попалось нечто более менее на что-то похожее.
К сожалению, фотография не в состоянии передать блеск кристалликов чернильно-черного гётита, инкрустировавшего внутреннюю полость конкреции.
Тут же полно окаменелостей всевозможной нижнекарбоновой фауны и пока мои коллеги исследуют этот не вполне интересующий меня предмет, я с наслаждением смываю с себя пыль и усталость в прохладной освежающей воде карьера.
Приятно, знаете ли, разогнаться и прыгнуть в леденящую прозрачную воду. В одном месте подплыв к стене борта я увидел весьма эффектную картинку. Водой основательно размыло один из пластов богатых на окаменелые фоссилии, настолько, что самой породы практически не осталось вовсе (вероятно это был какой-то известковый сланец или мергель), но замещенные кальцитом ветви кораллов и морских лилий не поддались (что естественно) процессу растворения. Такое впечатление, что это живой коралловый риф, где переплетаются упомянутые кораллы и лилии, нависает над водой и торчат из-под воды. Жаль только, что сфотографировать такую диковинку невозможно. Кто же с телефоном в карьер ныряет!? Подплывешь к такой стенке и любуешься, а тем временем мириады мелких рыбешек окружают тебя и начинают пощипывать, эдакий бесплатный пилинг.
Гипсовые дела также были найдены. Огромная трещина рассекает карьер сверху донизу. Она наполнена каким-то рыхляком, зловонит серными газами как из преисподней, также как на горящих терриконах Донбасса, и точно также все было покрыто продуктами этого самого горения белого, желтого и зеленого цветов; на глаз я могу распознать в этом случае со значительной долей вероятности лишь серу и мелантерит.
Был там и гипс. От огромных лопухов, которые и поднять нелегко, до вполне себе эстетичных вещей размером с ладонь.
Не буду перегружать читателя фотографиями водного сульфата кальция, думаю что общий смысл в целом понятен. Ничего с одной стороны волшебного, а с другой стороны не так уж и плохо.
Поездка оказалась скорее факультативной, нежели промысловой, но тем менее все остались вполне довольны.
Комментариев нет:
Отправить комментарий