Постоянные читатели

понедельник, 24 августа 2020 г.

Новые кварц-хрустальные истории

  Хотелось бы продолжить тему начатую еще весной в статье Донбасские фаден-кварцы. С момента ее написания немало вод Миус-реки сбежало с высот Донецкого Кряжа в море Азовское. Но и наш коллектив не терял время зазря, с конца марта и по начало августа мы как минимум дюжину раз выезжали в поля по кварц. Некоторые поездки были весьма удачны, другие, прямо скажем, так себе, но в итоговой сумме мы остались весьма и весьма довольны. 

Как говорится, нет худа без добра. Закрытые коронавирусом границы, включая луганскую (что в принципе не вписывается ни в логику ни во здравый смысл!), а также недоступные для посещения официальные карьеры вынудили искать нечто новое и, как ни странно, нам удалось найти новые точки в пределах доступной части Донецкой области.

Отдавая должное, отмечу, что главная роль в обнаружении новых проявлений принадлежит нашему другу и неизменному соратнику Олегу - профессиональному геологу, человеку преданному каменному делу и в работе и в свободное от оной время.


Еще по весне согласно наводкам Олега мы разведали три перспективные точки. Две из которых оказались крайне перспективными, а третья признана "из разряда так себе", но именно там глаз радовали наиболее потрясающие краевиды. 

 Кроме Олега в группу также входит Виктор: 

и писатель этих строк, то бишь я:
Маленькое лирическое отступление в виде исторического экскурса:
В 1828 году в Горном Журнале вышла статья Сырохватова "Опытъ геогностическаго изслѣдованія горъ Міускаго Донскаго Начальства по рѣкамъ Нагольной и Міусу". Именно там впервые вводятся понятия Нагольного и Миуского Отрогов Донецкого Кряжа. Собственно, и само название "Донецкий Кряж" впервые обозначилось в работе Ковалевского (непосредственного начальника Сырохватова) всего лишь за год до выхода вышеуказанной статьи. То была юность Донбасса.

"Міускій отрогъ, по наружному виду своему, довольно сходствуетъ съ отрогомъ Нагольнымъ, но имѣетъ несравненно больше отдѣльныхъ высотъ и утесовъ, часто прерываемыхъ, отъ Сѣверо- Запада, падающими, глубочайшими противу первыхъ, боераками".
"Міускій отрогъ, вышедъ какъ и Нагольный, изъ однообразныхъ расклоновъ кряжа Донецкаго, но взявъ другое направленіе, самымъ наружнымъ видомъ своимъ уже отличенъ отъ упомянутаго, и представляетъ больше грозныхъ утесовъ и скалъ .... путешественникъ видитъ въ нихъ одни, какъ бы осиротѣлые утесы, печально наклоненные къ безднѣ сѣдыми своими вершинами.
Хотя между сими великанами царствуетъ вѣчное безмолвіе, но тощія ихъ обнаженія краснорѣчиво и внятно повѣствуютъ наблюдателю объ ихъ происхожденіи"
Так описывает молчаливое степное величие Донецких гор Андрей Павлович Сырохватов. Прошло без малого 200 лет - весьма почтенное время для человеческих поколений и деяний антропогенеза, но ничтожно незримое для описываемых "грозных утесов" и "расклонов", а также для хранимых во их чреве минералов, на поиски которых мы и устремлялись в каждый из свободных дней.

Нужно сказать, что в отличие от Кряжа Нагольного Миуский Кряж  нельзя назвать единой геологической структурой. Это понятие скорее орографическое, отнюдь не геологическое. Наиболее интересные проявления минералов сосредоточены в Ольховатско-Волынцевской антиклинали (в дальнейшем ОВА), являющей частью Главной антиклинали Донбасса наряду с Нагольным Кряжем, примыкающем к ней с востока и Горловской антиклиналью, где расположено знаменитое Никитовское рудное поле, примыкающей с запада. 
Но если про Никитовку и Нагольчик слышали все посвященные в тайны минералогии, то про то что скрывается в недрах между ними не знали даже мы, местные. Пора исправлять это упущение. 
Олег, уходящий в ковыльную степь
Описанный Сырохватовым Миуский Кряж изначально идет по гребням Главной антиклинали Донбасса, точнее по ее части именуемой ОВА. Затем в районе Миусинска (в старой литературе Ново-Павловка) река Миус забирает сильнее на юг. Это уже совсем иные геологические структуры, там также есть кварцевые проявления, но это, как говорится, иная история. 
Итак, ОВА. На ней мы также разведали несколько точек.
 Первая из них - Острая Могила. Это самая высокая точка Донецкой области. Олег бывал здесь ранее и ему удалось накопать некоторое количество хрустальных друз. Признаюсь откровенно, настолько чистого хрусталя я вообще мало где встречал. Он как будто сверкает своей прозрачностью. Он действительно напоминает сверкающий хрусталь, а не прозрачное или уж тем паче полупрозрачное стекло, как выглядит большинство кварцев. И это вовсе не диаманты, коим положено сверкать в силу своей природы, а обычные длиннопризматические кристаллы. Одна из друз продемонстрированная Олегом особенно поразила. Эдакий ёж с коричневой лимонитовой шкуркой и блестящими прозрачными иголочками-стелами чистейшего переливающегося на солнце горного хрусталя. 
Откровенно говоря, там мы побывали всего единожды и я обещаю, что мы туда вернемся и об этом месторождении будет отдельный рассказ, а сейчас предлагаю последовать за нами далее по безмолвным гребням простирающимся вдоль Миус-реки. 
На одном из бугров нами была открыта новая, абсолютно никем ранее не описанная точка (положа руку на сердце, конечно же она была открыта Олегом). Официально у нее нет названия и поскольку мы первыми его открыли, то и название вправе придумывать сами. Посовещавшись, решили назвать этого благодатное место как Яблочный Бугор. 
Это бугор - брахиантиклиналь, вытянутый вдоль ОВА или, если угодно, вдоль Главной Антиклинали Донбасса субширотно на протяжении более 1 км. От других таких же соседних холмов он отделен расклинками. В целом достаточно характерный пейзаж для Донбасса.
Холм, безусловно, удивительный по своей сути. Лишь редкие кусты боярышника иногда прорываются между деревцами яблонь. Удивительно, но почти все деревья холма - дикие яблоньки. Откуда они тут взялись, пожалуй, так и останется загадкой. Но за холмом закрепилось название Яблочного. Крылья холма среди прочего разнотравья местами укрывает земляничный ковер, что давало приятный бонус в июньских поездках. 
И душистый чабрец (он же тимьян), который хорошо собирать в мае, а потом всю зиму добавлять в чай.

Вообще, в гастрономическом плане эти места ну просто, как говорится, "из мечты". Под Яблочным холмом располагается роща, обыкновенная, казалось бы, роща, растущая сама по себе. Тень там создают вовсе не акации и дубы, как это принято у нас на Донбассе, а исключительно абрикосы, сливы, алыча и в худшем случае терен, ковер там состоит все из той же земляники.
Приятно, черт возьми, спуститься после работы с холма и набрать немножко абрикоса:
Однако вернемся к минеральной составляющей поездок, в конце концов вовсе не за фруктой-ягодой мы мчались в свои законные выходные дни в эти благославенные места. 
В очередной раз я глушу двигатель автомобиля на вершине Яблочного Бугра, открываются двери и легкие наполняются неповторимым ароматом. Как жаль, что нельзя сфотографировать и запечатлеть запах степи сладкий ранней весной, терпкий в начале лета и пряный на его исходе. 
Команда выгружается, переодевается и вооружается старательским инструментом. Мы находимся на самом гривке антиклинали, в свое время бурные геологические процессы сминали древние карбоновые песчаники. Они буквально повсеместно пронизаны кварцевыми жилами различной мощности. Здесь и только здесь свод Антиклинали можно увидеть воочию.
Собственно на фото изображен свод соседнего западного по отношению к нашему Яблочному Бугру холма. Наш Бугор находится как бы за спиной фотографа и там южное и северные крылья антиклинали видны еще более четко, но из-за близости к объекту съемки показать их на одной картинке не представляется возможным. 
Повезет ли в этот очередной приезд? Об этом знает лишь Хозяин донбасских недр - Шубин. Временами благосклонный к нам, иногда не очень. Возможно не найди мы в первый же приезд в конце марта кристаллы-фадены, то копались бы весь сезон где-то в ином месте. Но мы их нашли,  и как результат с упорством гномов возвращались на этот Бугор снова и снова.
Уже успели отпрепарировать находки первых поездок. 
  



Это были фотографии сделанные мной, а ниже некоторые фотографии Олега. 






Запомнился момент, когда Олег исчез где-то, лишь изредка до уха доносилось эхо ударов его кувалды. Вернулся он часа через два, тащя в руках явно тяжеленный пакет. Подойдя, он закурил, опустил пакет на землю и вымолвил: "я король фаденов!!!". В его пакете находилась наверное сотня кристаллов с белой полосой. 
Наиболее интересную находку сделал все тот же персонаж в одну из июльских поездок. В целом день для всех был так себе, лишь мне повезло в одном месте наткнуться на пересечение межпластовой и секущей поперечной кварцевых жил откуда посыпались неплохие диамантики размером до 1,5 см. Кстати, это таки диаманты со всеми причитающимися атрибутами, как то включение углеводородов, повышенная блескучесть, двуголовость и короткопризматичность. В этот день Олег взял с собой студента-геолога, то ли практика, то ли боевое крещение и они практически целые день разбирали относительно крупную межпластовую кварцевую жилу, вынимая кварцевые друзочки. Как правило все такие друзы кажутся шикарными, когда только вынимаются из земли, но при помывке превращаются в унылую пакость. 



Безнадежный, казалось бы, день клонился к завершению и уже был скомандован сбор. По ходу возвращения Олег ковырнул торчащий из земли кусочек песчаника. И почему я не удивляюсь? Под ним, конечно же, оказалась жила. И полезли оттуда диаманты, отличные такие себе диаманты и достаточно крупные, до 2-3 см. Но безжалостное время давало сигнал к отправлению и в тот день доработать жилу не представилось возможным.
Не удивительно, что вернулись мы на Яблочный Бугор всего через четыре дня, больше просто не хватило терпения ждать. Олег продолжил работать свой раскоп, мы же с Виктором вгрызлись в землю чуть далее по предполагаемому простиранию жилы. Если у Олега материал пошел сразу, то у меня буквально после десятка взмахов киркой. Виктору в тот день не так повезло (может он просто чем то обидел Шубина?) и он постоянно подбегал к нам слыша наши с Олегом вскрики. В какой-то момент мы не смогли более сдерживать эмоции и, когда после очередного копка, из земли выскакивала очередная партия кристаллов, наши радостные вскрики пугали привыкшую к спокойному шуму ветра степь. 
Начало раскопа
Врать не буду, в тот день я собрал, пожалуй, лучший урожай сезона.




Но, конечно же, любимчик кварца и Шубина Олег накопал в разы более моего, кроме того, почему-то в его раскопе в отличие от моего пошли вновь фадены

нажористые диамнаты он выгребал сотнями (!)

и даже шикарная диамантовая друза не постеснялась попасть в его добычу

Будем ждать фотографий образцов Олега в "облагороженном" виде.
Жила выбрана. Она безнадежно выклинилась, вполне возможно, что с глубиной она вновь раскулисится, иди знай.

Еще жилы Яблочного Бугра богаты на причудливые кварцевые ёжики, порой образующие весьма ажурные сростки






Долго размышлял какими словами завершить этот небольшой рассказик. И решил пока не завершать вовсе, ведь история то по сути не закончена

Комментариев нет:

Отправить комментарий