Постоянные читатели

четверг, 12 декабря 2019 г.

Каменные итоги 2019

Бросив в очередной раз взгляд на витрины с коллекцией минералов я задумался, а какие "новички" прописались в ней в этом году? Откуда они пришли, что сподвигло меня выделить им законным квадратные сантиметры жилья? Кто-то занял в ней место на безальтернативной основе, кто-то победил в результате строжайшего кастинга, а некоторые даже заняли свое место, вытеснив менее удачных конкурентов. Захотелось сделать небольшой обзор, посвященные новичкам.
На удивление, не так уж мало образцов пополнили мои полки в уже уходящем 2019-ом году.
Год выдался преимущественно "тригональным", сведущие в кристаллографии поймут. Выражаясь более простым языком основная масса "пришельцев" кварцы и кальциты, казалось бы на первый взгляд весьма банальные минералы. Но это лишь на первый взгляд.

Камни на полочку за стеклом могут попасть разными путями: во-первых, это собственные сборы; во-вторых, это подарки друзей; ну и, наконец, в третьих, покупные образцы.
Начну, естественно с собственных сборов. В этом году, так сложилось, что за камнями мне не довелось выезжать за пределы родного Донбасса, а посему все поступления "из местных".
Город Докучаевск, Еленовское месторождение флюсовых известняков, Восточный карьер. Еще в прошлом 2018-ом году нашей командой была обнаружена в одном из бортов карьера стена испещренная (в прямом смысле этого слова) карстовыми пустотами с достаточно крупными кристаллами кальцита. В этом году в начале года нам также удалось пару раз посетить этот удивительный карьер.
Сразу несколько докучаевских образцов прописались на витрине в этом году.
Интересный кристалл скелетного роста.
 А здесь фотография не вполне передает идеальную гладкость и остроту граней скаленоэдра
Достаточно крупный сросток кристаллов, представляющих собой скаленоэдры оглавленные тупыми ромбоэдрами. Сросток покрыт сверху лимонитовой рубашкой. Рубашку можно легко удалить, но в ней они гораздо эффектнее
Одиночный кристалл той же серии
Идеальный кристалл кальцита, англо-саксонцы назвали бы такой "gemmy", что на русский корректнее всего перевести как "самоцветный", что в общем-то характерно именно для двойников, каким является и этот кристалл.

Один из образцов был приполирован, дабы вскрыть его фантомное строение. Я бы назвал это эффектом "матрешки", где один фантом вложен в другой.

Далее перемещаемся на Нагольный Кряж. Еще в 2017 году мы с Олегом обнаружили новую для себя точку, которую и работали потихонечку. Временами идя по кварцевой жиле инструмент наталкивался на раздувчики с достаточно приличными друзами горного хрусталя
Часть из представленных ниже друз я добыл самостоятельно, некоторые добыл мой добрый товарищ Александр из города Красный Луч.


Все эти друзы были покрыты гидроокислами железа и нынешний свой вид приобрели после длительного купания в кислоте. Но были друзы, покрытые не только железными, но и марганцевыми окислами. При правильной работе можно было практически удалить ржавчину, не повредив марганцевую корочку

Но не кварцем единым живет Нагольный Кряж. Есауловка, сегодня попасть туда не всегда получается в силу ряда весьма веских причин, но любое посещение отвалов старого шурфа, казалось бы перерытого сотню раз вдоль и поперек дает свои результаты. В этот раз мне удалось раздобыть несколько неплохих образцов буланжерита. Кристаллы-иголочки свободного роста  в пустотках карбонатной жилки в песчанике
Возвращаясь опять к кварцу, точнее к аметисту, переместимся на Аметистовую Балку в Старобешевский район. Ниже образцы попавшие на витрину (хочу заметить, что это достаточно крупные друзы, штуфы):



Зоринск в этом году дал также определенное количество образцов, но на витрину попала лишь очень крупная друза пластинчатых кристаллов кальцита. Ну люблю я этот минерал.
 Как известно любая коллекция должна иметь некую идею. Невозможно объять необъятное, да и ненужно это никому. В моем случае главной частью коллекции является экспозиция "Минералы Донбасса и Приазовья". Любой даже неказистый минерал этой локации для меня имеет гораздо большую ценность, чем его более эстетичные собратья из иных мест. Хотя, нужно отдать должное, к счастью, в наших краях вполне хватает приличных коллекционных образцов.
И тем не менее, безусловно, в моей коллекции присутствуют образцы и из других частей света. Как правило это образцы либо собранные самолично или же подарки друзей по каменному увлечению.
Те с кем я давно общаюсь знают, что второй интересующей меня темой являются минералы семейств кальцита, доломита и арагонита, в общем "карбонатная тематика".
От Олега Трофимова из Ростова-на-Дону мне достался фрагмент септарии представляющий собой друзу кристаллов кальцита двух генераций. Этот образец пришел с Карачаево-Черкессии, Северный Кавказ.

Алексей Клепиков из Питера, приезжавший в этом году в гости к нам на Донбасс, презентовал кальцитовые "ежи", найденные в этом году в Ленинградской области. Этот образец Алексей обозвал "Орденом Андрея Первозванного"

Следующий образец уже более смахивает на "ежа"
И оборотная сторона медали:

Также на витрину попали несколько образцов от моего давнего друга из Москвы Михаила Моисеева, также в этом году, как впрочем и в прошлом, посещавшем наши края. Миша, зная мою карбонатную страсть, обогатил меня вот таким образцом кальцита со знаменитого Соколовского месторождения в Казахстане.

Кроме того из своих поездок этого года Миша привез также несколько образцов, которые теперь также стоят на моей витрине в качестве сувениров от него.
Уваровит, этот образец занял место своего предшественника в виду заметно лучшего качества. 

А также достаточно забавный спайный выколок галита с уральского Пермского края

Также была получина посылка с Урала от еще одного моего тезки Михаила Рассомахина. Все тот же член кальцитовой семьи, минерал брейнерит - высокожелезистая разновидность магнезита, член изоморфного ряда магнезит-сидерит. До сей поры в моей коллекции не было магнезитов вообще и появление на полке этого образца существенно дополнило мои карбонатные богатства.

Когда мы говорим про кальциты, то невозможно обойти вниманием Дальнегорск, эту кальцитную кладезь. У меня собралась неплохая подборка образцов с этого месторождения, которая в этом году она пополнилась двумя новыми экземплярами. Первый подарил Алексей из Дальнегорска, фамилии к своему стыду не знаю. Рудник Бор.

Другой образец со Второго Советского рудника мне презентовал Виктор Пономаренко. Весьма интересный образец кальцита.

Ну и, наконец, минералы приобретенные мной по тем или иным мотивам, а иногда и просто импульсивно безо всякого мотива.
Продолжая карбонатную тему, с октябрьской Геммы со мной приехал образец сферических друз тройников арагонита оригинальной раскраски из Марокко от Виктора Левицкого.  

 Мюнхен. Как я уже писал, я не ставил себе цели покупать там минералы, на камни было потрачено денег меньше, чем на баварские и франкфуртские сосиски и кофе в привыстовочных забегаловках. Но все же кое-какие образцы были привезены оттуда. 
Так за недорого я прикупил у мексиканских дилеров парочку приятных аметистов из Las Vigas de Ramirez


Трудно сказать почему, но почему то фиолетовый кварц не оставляет меня равнодушным. 
Также домой ко мне приехал достаточно крупный малахитовый псевдосталактит. Почему я его купил? Импульсивно, ибо давно хотел, а за 20 евро, так вроде как и грех не купить. Кстати, он то ведь тоже карбонат, хотя и не из тематических семейств. Может начать еще собирать малахиты и азуриты?

Ну и как-же без кальцитовой темы? Я всегда хотел хороший образец марокканского кобальт-кальцита, только все что мне до этого попадалось на просторах нашей Родины было или ущербным или безумно дорогим или и то и другое одновременно. В Мюнхене с марокканскими образцами дело обстоит интересным образом. Хороший образец можно купить за безумные деньги у high society дилеров, а можно пойти в павильон к марокканцам. Там они торгуют лотами, не размениваясь поштучно. Лоты стоят в целом понятных денег, но зачем мне полтора-два десятка образцов, да и как их потом провозить через границу? Любой один образец стоит сразу как пол-лота. Сбить за него цену у ушлых марокканцев целое искусство. Размер этого камня "с кулак", и теперь он живет у меня.

Уже уезжая с выставки, практически на бегу я купил цветочек выросший в лечебных карбонатных водах чешских Карловых Вар. Ну а как же, тоже ведь кальцит по сути.

Заканчивается 2019 год, скоро наступит год 2020-ый, который, надеюсь, принесет новые поля и новые поездки, а значит новые образцы. 
В завершении представлю нечто, чем я обычно не увлекаюсь - изделия из камня, но эту улитку сделал мой товарищ Валерий из куска флюоритовый руды, которую в свое время составами свозили на металлургические заводы Донбасса. 

3 комментария: