Постоянные читатели

понедельник, 11 февраля 2019 г.

Ты помнишь как все начиналось?

"Все мы родом из детства"
Антуан де Сент Экземпюри

Новогодние каникулы 2019 года не прошли напрасно. Теперь я имею полное право поздравить себя с окончанием описания и систематизации минералов стоящих на витрине, а это без малого на сегодняшний день тысяча образцов. Каждый камень вновь прошел через руки, каждый получил свою идентификационную этикеточку и соответствующую ей строчку-запись в компьютере. С каждым камнем, как у любого коллекционера, связаны некие воспоминания. На витрине, что естественно, собраны лучшие минералы (остальные, то бишь запасные и обменные, пока лежат в многочисленных коробках и ящиках и ждут своего инвентаризационного часа). В комментариях к некоторым из образцов написано "собственный сбор, вторая половина 1980-ых годов".  Воспоминания сами собой переносят в ту эпоху. А в те незабвенные годы я постигал науки в одной из средних школ города Горловки Донецкой области. Мир тогда был немножко другим, мы все носили красные галстуки и посещали кружки во Дворце Пионеров, а когда снимали оные галстуки лазили по стройкам, а также по многочисленным терриконам угольных шахт, благо их в шахтерском городе хоть отбавляй. Вот с этих терриконов всё тогда и началось.
Кстати нашлась тетрадь со старыми, детскими записями (как она не затерялась в хороводе лет и череде многочисленных переездов?).
Первая страница общей тетради. Карта маршрутов совершенных нашим отрядом в 1987-1988гг.

Отдавая себе отчет, что сии мемории интересны и нужны вероятнее всего лишь мне самому, тем не менее рискну их опубликовать.
Так что же может встретится и заставить заработать механизму любознательности на терриконах угольных шахт? Естественно, это были отпечатки всевозможных давно вымерших растений и моллюсков каменноугольного периода, цифра в 310-320 млн. лет будоражила сознание. Таким образом, мы, пацаны 5-6 классов, впервые начали переворачивать камни и тщательно осматривать их. Кроме отпечатков попадались и желтые блестящие кристаллы. Кто-то со знанием дела заявил, что это пирит. Откуда познания? - вопросили мы. И он рассказал, что то ли в его, то ли в соседнем доме живет некий Вадим, который давно и страстно увлекается минералами и информация получена от него. Вадим учился в нашей же школе на два класса старше меня.
Встреча оказалась полезной и для нас и для самого Вадима, ибо он приобрел неофитов в количестве до 10 человек, которые были готовы одеть на спины рюкзаки и ехать с ним хоть за тридевять земель (а в те года и 150 километров для нас было путешествием если не за край Земли, то на ее край уж точно).
Во время похода на Каменные Могилы. Здесь Вадим - второй справа, а я в верхнем ряду второй слева.
В те годы образовательная система работала несколько иначе, наша бойкая команда была отловлена учительницей географии Жанной Кузьминичной, поставлена на учет и отныне мобилизована на все текущие и будущие городские геологические и туристические соревнования школьников. Начиная с шестого класса дважды в год я в составе команды выезжал на слёты - в сентябре туристический, а в мае геологический. В них участвовали все школы города, а было их на тот момент под 70 штук. Выезжали, разбивали палаточный городок и, что касаемо геологических соревнований, двое суток состязались в следующих дисциплинах: минералогия и петрография, геологический маршрут, геологический разрез, гидрология, шлиховое опробование, радиометрия.
 Городские соревнования проводил городской Дворец Пионеров, а курировала Горловская ГРЭ.
"Карьерный" рост в масштабах города последовательно на X, XI и XII городских соревнованиях
Раз в два года под патронажем Донбассгеологии проходили областные геологические соревнования, в которых принимали участия команды со всей области, а от нашей родной Горловки целых четыре команды: по одной от каждого из трёх районов и сборная от Дворца Пионеров. На областных соревнованиях безальтернативно во всех видах соревнований занимали призовые места юные геологи из Горловки либо из небольшого городка Адексеево-Дружковки. Как не трудно сосчитать мне посчастливилось участвовать в двух сезонах областных соревнований, в 87-ом и 89-ом году, первый раз я выступал за свою школу, а второй за городской Дворец Пионеров.
Медаль за первое место по "Минералогии" на области
Не только минералогией доводилось "промышлять" мне на соревнованиях. Также приходилось рисовать разрезы, шлиховать, ходить в маршруты и, в принципе, достаточно успешно.

По итогам соревнований 89-го наша горловская, также дружковская команда были награждены теплоходной экскурсией по Волге-реке от Москвы до Астрахани.
На теплоходе, кроме нас, геологов, была еще какая-то группа, мы с ними особо не пересекались. Наши все без галстуков, но не все без галстуков наши. Я в нижнем ряду третий справа.
В итоге мы все (в смысле неравнодушные горловчане и дружковцы) перезнакомились и подружились, а также были замечены геологами вышеупомянутой Донбассгеологии.
Здание Донбассгеологии в Артемовске (Бахмуте)
Не могу не выразить слова огромнейшей благодарности сотрудникам этой достойнейшей организации и в первую очередь Боржеку Борису Абрамовичу. Геолог-полевик, хранитель музея (кстати, весьма и весьма достойного), камнерезчик и камнеобработчик, Борис Абрамович возился с нами как с собственными детьми. Лично провел для нас несколько интересных маршрутов, помогал каждый сезон с организацией полевых сборов (особенно мне запомнились две недели на побережье Азовского моря с посещением знаменитой Крутой Балки и еще ряда интересных точек).

Полевая тетрадь напомнила мне, что конкретно те, далеко не единственные, сборы проходили с 14 июля по 2 августа 1988 года, когда наша сборная горловско-дружковская команда готовилась защищать честь Донецкой области на всесоюзных соревнованиях в Уфе.
Мы часто мотались из Горловки в Артемовск - базовый город Донбассгеологии и для нас там всегда были распахнуты двери.
А еще были КНИГИ. Тогда в книжном магазине имелась полка, которая называлась то ли "Науки о Земле", то ли "Геология" - не суть, главное, что там регулярно появлялись новые книги и не всякая современная околонаучная чушь, а настоящие и правильные Книги. Сейчас такого уже нет, а тогда да, тогда было, целая полка книг и все о геологии. Собственно тоже самое касалось любой науки. Мы жадно скупали всё, что завозили в магазин. Фактически настольными книгами у меня были "Минералогия" Годовикова и "Минералогия" Лазаренко. Из книг популярных, кроме Ферсмана в детстве меня зацепила "Минерал рассказывает о себе" Бориса Зиновьевича Кантора, где автор в достаточно доступной форме излагает свои соображения по поводу онтогении минералов. Кто бы мог подумать, что через "каких-то" тридцать лет мне доведется познакомится с этим человеком лично.
Б.З. Кантор вручил мне свою новую книгу. Фото Людмилы Чешко (Минералогических Альманах)

Ну и конечно же, мы продолжали кататься в самостоятельные поездки (в смысле без старших товарищей - геологов из Донбассгеологии), были поездки однодневные (про которые наши родители могли в принципе и не знать, ибо не всегда мы признавались в содеянном, а билеты на электрички и автобусы стоили такие копейки, что на них можно было уехать сэкономив на мороженном), но бывали и маршруты с ночевкой. Тут уж было сложнее, отпускали нас лишь потому, что отец Вадима сопровождал нас. Собственно, таких самостоятельных поездок с ночевкой в дороге я помню всего две. Первая на Нагольный Кряж, вторая в Каменные Могилы.
Если поездки с геологами Донбассгеологии были обеспечены транспортом, проживанием в гостиницах или в лагерях, трехразовым питанием в столовых или сухпаем в полях, то вышеупомянутые самостоятельные вылазки организовывались немножко авантюрно по принципу "поехали, а там разберемся", при этом палаток мы с собой не таскали, а ночевали на вокзалах или же в транспорте. Для нас это были настоящие приключения и потом мы еще долго вспоминали эти путешествия. А еще с гордостью рассматривали свои находки. Если кто-то по какой-то причине не мог поехать, то обязательно брались образцы на его душу.
Будучи честным, оглядываясь с высоты сегодняшнего дня стоит отметить, что тогдашние наши находки во многих случаях были достаточно наивными. Исключение, пожалуй, являет собой Никитовка. Та самая знаменитая Никитовка, крупнейшее мировое месторождение ртутной руды, расположенное непосредственно в нашем городе. Тогдашние образцы были явно более достойные, чем те, которые можно найти сейчас в заброшенных карьерах.
Кстати, это уж потом я понял, что киноварь достаточно редкий и желаемый в среде коллекционеров минерал, а в нашем горловско-никитовском детстве киноварь была одной из самых распространённых вещей. Да что там говорить, мы когда узнали что на соревнованиях по шлиховому опробованию в других городах стараются не потерять свинцовые пульки от воздушек или мелкие обрезки стальной проволоки, то удивлялись. Мы, горловчане, в своих лотках среди черного шлиха привыкли искать двойнички киновари.
Вы только представьте ситуацию, когда вас подпускают к конвейеру по которому идет богатая руда, состоящая в основном из киновари и антимонита в белоснежном кварце или без оного - выбирай что хочешь и сколько хочешь.
Возвращаясь к наши тогдашним маршрутам, следует отметить, что они все больше загребали в сторону Северного Донбасса, так как, говоря современным языком, транспортная логистика на север в сторону Харькова-Москвы из Горловки и уж тем более из узловой Никитовки были просто превосходными в отличие от достаточно тупикового южного Донецко-Мариупольского направления.

Достаточно частые поездки на Дружковские окаменелые деревья и встречи в полях с друзьями-конкурентами дружковчанами. Там же рядом в окрестностях Дружковки клыки меловых скал Белокузьминовки, а в скалах этих помимо бесчисленно множества кременей встречаются весьма забористые халцедоны.
надпись внизу сделана спустя 10 лет, хотелось сделать продолжение в тетради, но передумалось
А как может не захватывать дух, если посреди степи вдруг вырастают вот такие меловые скалы-останцы:

А азурит и малахит из района Покровское-Пилипчатино, что чуть севернее Артемовска! И пусть малахит отнюдь не уральский, но само название МАЛАХИТ завораживало и заставляло срываться ранним утром на электричке до Артемовска, потом местными автобусами до Покровского и бродить по буграм в поисках зеленого и синего камня.
По настоящему для нас стало открытием поездка в город Северск. Выйдя на железнодорожной станции, мы увидели небольшой городок белого оттенка, слово припорошенный мукой. Деревья, дома, улицы - всё покрыто белым налётом доломитной пыли, сразу видно, что комбинат работает. Пешим порядком мы вышли из городка в направлении совхоза Ямского (несколько лет спустя я вновь попал в этот совхоз, но уже как студент на прополку всевозможной сельхозкультуры), пересекли небольшую речушку Каменку и оказались на обнажениях извястняковых ониксов буквально кишащих пустотами в которых скалили свои зубы скаленодры кальцита.
Неизвестно кто в этих известняках проникнувшись духом марксизма-ленинизма высек в камне портерты:

Как видно, фотографии современные. Удивительно, что барельефы дожили до наших дней. Благодарность Михаилу Кулишову за представленные фотографии.
Там же и тогда же нами были найдены халцедоновые конкреции, почти полноценные агаты. Домой в тот вечер приехали очень поздно, но полученный заряд счастья именно этой поездки до сих пор временами согревают мою память.
Если что, то но фотографии я
Мы неоднократно водили в Северск группы подрастающего поколения. Иногда просто группы младших школяров из Дворца Пионеров, а иногда, как на этой фотографии и своих родных младших братьев
В 1988 году Вадим поступил в Донецкий Политех на геологоразведочный факультет, а я продолжал писать сочинения на тему, что пойду учится в МГРИ и стану геологом.
Последний раз совместно с Вадимом мы выехали в поле в 1989 году. Это была поездка на еще действующий карьер в Донском. Ездили всего вдвоем, причем я ехал из Горловки, встерчались мы в Донецке и далее продолжали совместный маршрут. Как мы вообще встречались без наличия мобильных телефонов?
В следующий раз с Вадиком в поле мы встретились аж в 2010 году на Есауловском шурфе, где мы стояли лагерем с друзьями из Москвы и Киева (поверьте, Москва и Киев могут дружить!), а он подъехал к нам в лагерь со своими уже подросшими детьми.
Невнятные 90-ые так распорядились нашими судьбами, что никто из нас не стал профессиональным геологом. Вадим закончил кафедру, но не работал по специальности, я же даже поступал уже совсем на другой факультет, но это все не помешало сохранить самые теплые воспоминания о походах детства, о радостях побед на школьных соревнованиях.

1. Михаил вы не только талантливый геолог и хороший писатель ! Очень интересно читать ваши статьи.

2. Мишка, аааааа!!! Пиши исчо! Я прям прослезился!

3. Мишка, аааааа!!! Пиши исчо! Я прям прослезился!

4. Мишка, аааааа!!! Пиши исчо! Я прям прослезился!

5. Спасибо, Михаил, за замечательные рассказы, и, в первую очередь, за возможность вернуться в детство. В 1978-82 гг. я был активным участником кружка геологии при Харьковской ОблСЮТУР. Неоднократно бывали и в ваших краях, а, кажется, в 1980-м году я участвовал в республиканском слете юных геологов, который проводился на территории "Каменной могилы". Наши экспедиции не ограничивались Украиной: Армения, Кольский п-ов, Байкал и БАМ вплоть до Ургала! И также как вы, я бережно храню свои полевые книжки. Отличное было время!