Постоянные читатели

пятница, 5 августа 2016 г.

Донбасские диаманты и не только

Наверняка не мне одному бывало так в детстве что нет-нет, да взгрустнется по поводу того, что опоздали мы родиться на свет. Эпоха географических открытий безвозвратно прошла. Ну если и остались неизученные места на планете, то от силы штуки три, из которых два в Антарктиде и одно затерялось случайно в джунглях Амазонии. Применительно к теме минералогии все казалось почти таким же грустным. Все изучено, все минералы и месторождения открыты. Геологическая романтика в пределах нашей страны для меня была связана исключительно с Сибирью. Про то, что можно найти что-то новое в пределах наиболее изученной с точки зрения геологии территории, коей являлся Донбасс вообще не могло быть и речи. Много позже мне довелось постигнуть, что множество "открытий чудных" хватит и на наш век и на век детей. И что не обязательно искать новую Terra incognita, удивительное можно найти рядом со своим домом.
Это я вот к чему. Давеча забрел я на Кафедру Геологии в родном Донецком Политехе. Давненько не доводилось мне бывать в евойных геологических музеях, коих там даже два. Все образцы знакомы, вот они чудесные друзы киновари с Никитовки, вот кальциты с Новотроицкого и Докучаевска, а вот .. постойте, а это что за новости таковские?

- А это у нас новые образцы. Дымчатые кварцы из кварцевых и кварц-карбонатных жил из Луганской области.

На меня смотрели весьма симпатичные кварчики - хрустали, дымчаки, скипетры, скелетные кристаллы и даже настоящие "мармороши".
На завтра меня обещали познакомить с автором этих образцов.

Лето, на улице страшенная жара, а в холле за толстыми стенами института (прошу заметить, моего родного института) всегда прохладно. Я вновь поднимаюсь в музей, где знакомлюсь, как и было обещано накануне, с молодым парнем лишь недавно закончившим ВУЗ и сейчас занимающийся научной работой по "своему месторождению". Собственно даже двумя работами - по минералогии и палеонтологии.
Энтузиазм Олега, который еще в раннем детстве обнаружил в многочисленных карьерчиках и угольных копанках в районе своего родного городка каменные "сокровища", за годы полевых работ и лабораторных исследований сделал его настоящим экспертом своей маленькой геологический провинции. Будущая судьба человека определилась еще в раннем детстве.
Меня, конечно же, интересовала именно минералогия, но тут возникла та редкая палеонтологическая коллизия про которую хочется упомянуть. Вот фотография с ресурса http://ammonit.ru/foto/43070.htm
Взята с позволения автора:


Я держал это чудовище в руках и удивлялся тонкости работы по препарированию оного. Не говоря уж о том, что таких законченных морских лилий мне отродясь не приходилось видеть.
К лилиям и прочим палеонаходкам торжественно обещаю еще возвернуться, а сейчас...

Отступление от основной темы №1:
А ведь в большинстве случаев люди, работающие на горном предприятии равнодушны ко всему, что не способствует увеличению доходов от добычи. Даже не хочется думать о том, сколько уникального материала на бесчисленных горных предприятиях ежедневно уходит в небытие.
И когда появляются энтузиасты, то хочется выдохнуть и поблагодарить за то провидение. А самим этим людям сказать огромное Спасибо.
 В связи с этим вспоминается история, произошедшая в Макеевке в 70-ых - 80-ых годах века прошлого. Макеевка - это город такой и весьма немаленький (уж точно побольше любого из городов какой-нибудь среднестатистической Швейцарии), де-факто слившийся с Донецком в одну агломерацию. Тогда проходчик шахты им. Бажанова Леонид Симбирцев, сильно неравнодушный к камню человек, частенько выходил на гора с завернутыми в газету образцами минералов или окаменелостями всевозможных древних моллюсков.
Вы знаете как красиво выглядят раковины гастропод или брахиопод замещенные блестящим золотисто-желтым пиритом? Поверьте, это выглядит весьма зачаровательно, приходилось видеть.
Тут я использую фотографии с ресурса http://www.etoretro.ru/ сделанные Борисом Асеевым, с его позволения, за что выражаю отдельную благодарность этому человеку.
Вот собственно сама статья


Также об этом здесь http://iznedr.ru/books/item/f00/s00/z0000001/st020.shtml.
Ну нет же, чтоб как остальные взять бокал пива, да с мужиками во дворе домино забить, все неймется Леониду. Мало того, что в дом тащит бесполезные камни, так еще в поиске истины дошел до Москвы и Киева. Вот некоторые фотографии образцов Леонида Симбирцева сделанные Борисом Асеевым.





А нам пора возвращаться в день сегодняшний. Городок Зоринск в Луганской области.
Десятки нелегальных карьерчиков по добыче песчаника-плитняка и угольных копанок со всех сторон окружают город. В оных проходила и проходит неутомимая битва человека за уголь и за стройматериалы. Впрочем, такая картинка наблюдается вокруг многих городов и местечек Донбасса (а особенно в Луганской области), но не везде найдется Зоркий Глаз и Пытливый Ум, который сумеет найти прекрасное в том месте, где его меньше всего ожидаешь. Как правило, первое на что бросается взгляд при проведении работ по добыче угля - это отпечатки кустов папоротников, коры древних лепидодендронов, окаменелостей моллюсков. Кто-то заинтересуется, но потом забудет, а кто-то однажды взяв в руки камень, уже не может выпустить его никогда. Так было с упомянутым выше Леонидом Александровичем, так было и с Олегом.
Я сижу и рассматриваю его собрание минералов.
Вот настоящий "мармарош".
Почему бы не назвать это и ранее найденные в Макеевке камушки донбасскими диамантами? Ведь есть же понятия диаманта крымского. И я имею честь иметь в коллекции пару экземпляров, подаренных моими крымским друзьями. Наши также отвечают всем параметрам "мармарошских", "херкимерских" и прочих диамантов. Они прозрачны до идеальности, они двухсторонне-огранены, с минералогической точки зрения к ним тоже не придраться ибо они как и положено кварцевым "диамантам" образуются из низкотемпературных растворов в осадочных породах; блеск, как правило, обуславливается за счет включений углеводородов генетически связанных с нефтью или угольными отложениями вмещающих осадочных пород -  с этим у нас тоже все в порядке.
Не только "кварцевыми бриллиантами" может похвастаться коллекция юного ученого.
Я просто приведу несколько фотографий, ну а судите уж сами.
Скелетный кристалл кварца:
Или вот:


ну красота же:


или такие вот забавные сростки

Есть и фаден-кварцы в коллекции.
А этот, казалось бы, обычный кристаллик вовсе не так прост, как прикидывается:

Его оценят любители включений-инклюзов. Присмотритесь.


да, это кубические кристаллы флюорита.
В этом же кристалле есть и другие включения:

ромбоэдр кальцита также решил оформить себе прописку и вид на жительство внутри кварца.
Газы и жидкости решили не отставать и заселились в гостеприимное общежитие

а здесь кальцит и ГЖВ-пузырек рядом:

 Олег любезно поделился полевыми фотографиями. Рассматривая их, я явственно чувствую радость находки.




дневной улов:

Карбонатная секция представлена как кальцитом, типа такого:

так и редким для Донбасса арагонитом (он образуется в известняковых карстах):

да, он с пещеры, но только весьма махонькой

Возвращаемся к палеонтологии. Повторюсь в очередной сто тридцать шестой с половиной раз, что палеонтология не моя страсть и охота, но с ней постоянно сталкиваешься в ходе поисков минералов. Я не берусь судить о всех видах головоногих, брюхоногих или двустворчатых моллюсков найденных Олегом в описываемой местности, по его словам там есть уникальные (а может они там есть именно потому, что было кому их искать и изучать?), но отмечу нюансы, которые не оставляют равнодушным даже мое сознание. В этом месте в отложениях среднего карбона (московский ярус) наложились ранние аммониты (как известно расцвет их будет гораздо позже в мезозое) с последними из трилобитов (которые к этому периоду практически полностью вымерли), как известно и те и другие являются одними из наиболее популярных палео-ископаемых. И те и другие не дожили до наших дней, но трилобиты не дожили "гораздо сильнее". Боюсь умничать на незнакомые мне темы и советую лучше заглянуть в альбом Олега на ammonit.ru http://ammonit.ru/fotos/3355/1/
Чешуя и зубы панцирных рыб, трилобиты, аммониты и прочая, прочая, прочая.
А вот та самая лилия с вышеприведенной фотографии, какой она была найдена

или другая:

У меня нет в руках фотоаппарата, но даже фотография с телефона передает всю прелесть животного в препарированном виде:

Трилобиты тоже присутствуют:
Парень свернулся, видать от страха, и именно в таком виде перешел в состояние вечного окаменелого покоя.

Отступление от темы №2.
Честно говоря, не думал я и не гадал, и даже никак не ожидал, но в силу стечения кучи обстоятельств и случайностей мне удалось оказаться у Олега в гостях.
Впервые с весны 13го года я в полях на Донбассе. Повторю еще раз эти слова, звучающие для меня как музыка: я в полях, я в Донбасских полях!!! В июле степь, как будто на втором дыхании, вновь одевается пестрым покровом. Степь цветет. Ароматный воздух наполняет легкие и глаз радуется окружающему ландшафту

Мы изучаем песчаные карьеры с кварцевыми жилами, старые (еще дореволюционные) копи известняка (его местные селяне отжигали в известь) и современные угольные копанки, которые оказались заброшенными с началом войны, все-таки не нужно забывать что отсюда до многострадального Дебальцева всего десятка полтора километров, опять же края эти война не обошла стороной.
Ежели кто думает, что сбор минералов подобен сбору грибов, то бишь ходи и собирай, то разочарую. Такая халява бывает крайне редко, в большинстве же случаев это титанический труд, это опыт и знания, а также элемент везения. Естественно, что лучше получалось находить интересности наметанному глазу Олега, который к тому же уже изрядно выбрал все более-менее легко доступное в течении многих лет. К тому же конец июля означает жару в районе +35-ти тех самых цельсиев и выше, что никак не способствует работоспобности.
Вначале мы поехали по закопушкам на песчаник-плитняк. Они славятся кварцевыми жилами с относительно крупными кристаллами. там нередко встречаются растворенные скелетники.
Какие-то кристаллы кварца я нашел сразу и даже довольно такие крупные, вот такие:

но не ради них ведь я доставал с чердака свои молоток, кувалду и лопату. Хочется не просто кварца, а КВАРЦа. Хочется дымчаков, не тех которые недо-морионы, а тех которые по праву заслуживают это название по праву. Тех, в которых, действительно, как будто дымка от костра поднимаясь в небесную высь, так и застыла внутри прозрачного кристалла хрусталя.
Это не лучший образец, единственное его достоинство - он мой:
Жарко невыносимо, оставленный на солнце инструмент уже через пять минут невозможно поднять, настолько он нагревается. Переезжаем на старый известняковый карьер. Тут все выглядит иначе. Серый известняк весь изрезан кальцитовыми жилами внутри которых свободно плавают кристаллы кварца. Олег буквально через 10 минут выбивает шикарнейший, без преувеличений, образец. Но мне некогда его щелкать, нужно искать свой. Известняк настолько дебелый, что я согнул в нем свое боевое зубило, которое до этого самоотверженно сокрушало крепчайшие древние граниты и пегматиты. Грянувший внезапно ливень во-первых сбил жару, а во-вторых заставил нас сняться с якоря.

Перемещаемся на новую точку за много километров от текущей локации. Это современные угольные копанки. Мох находки:



Кальцит, ну чем не Белореченское?

кальцит, открывающий свою рыбью пасть для поцелуя

не знаю почему, но как я уже писал, ну нравятся мне кальциты.

особенно когда в них сидят дымчатые кварцы (конкретно этот образец мне "спонсировал" Олег)

Кстати, вот мы говорим про копанки. Подозреваю, что мало кто понимает о чем реально идет речь. А они бывают разные. Некоторые похожи на маленькие шахты, но есть и вот такие:

не знаю как кому, но лично мне туда отнюдь не хочется лезть.
В конце-концов день подходит к завершению, движемся обратно к машине. В качестве бонуса нам на пути попадается посадка со спелой алычой.
С одной стороны дикая степь, с другой же взгляд упирается в типичный для Донбасса пейзаж в котором над местностью доминируют терриконы и копёр угольной шахты, под которыми расположен горняцкий поселок со своим очень нехитрым бытом. С одной стороны неудержимая дикая воля, с другой некая обреченность и серость безысходности, которая гонит людей в те самые копанки. Все лишь зависит от того выбора того, в какую из сторон ты хочешь смотреть.


По всем вопросам я открыт для общения на mbitman@mail.ru 

Комментариев нет:

Отправить комментарий