Постоянные читатели

четверг, 6 апреля 2017 г.

Открытие сезона 2017

Традиции – есть традиции. В первое воскресенье апреля все прогрессивное человечество отмечает праздник День Геолога. Ну может и не совсем все человечество, но прогрессивное и неугомонное – это уж как пить дать.
В этом году День Геолога ожидался с особым энтузиазмом. То, что «матч состоится при любой погоде» было решено заранее. Как обычно несколько раз поменялся состав участников концессии, но тем не менее в 6.30 утра 1-го апреля состоялся первый в этом году вылет из гнезда в сторону полей птенцов геологической стаи.

Путь лежал в сторону луганского городка Зоринска. Состав группы: Олег – «хозяин» и первопроходец зоринских полей, Анатолий Васильевич (в простонародье – Полковник, самый настоящий полковник) и, куда ж без меня. Таким составом мы еще не выезжали. Единственный среди нас профессиональный геолог – Олег, он же и самый молодой участник «кспедиции», разменявший первую четверть века. Анатолий Васильевич, напротив, ветеран минералогического движения Донбасса, человек приближающийся к седьмому десятку годков. Ну и я - особа, уверенно стремящаяся к третьей фотокарточке в паспорте. 
Дорога, что ранее, до момента как мир перевернулся, занимала от силы полтора часа, украла у нас почти 4 часа времени. Ну а как вы хотели? Объездные дороги, ведущие подальше от линии соприкосновения, затем бездорожье Углегорска, где эхо войны ощущается в каждом доме, здесь можно на просвет через дыры в девятиэтажках увидеть солнце, затем таможня (между Донецком и Луганском есть и такое чудо рукотворное), потом зачем-то объезд через Чернухино якобы плохого моста (еще одно имя на карте боевых действий). Какой-то сюрреализм на трассе Донецк-Луганск. Я даже не могу сказать на что она нынче похожа. Почему-то на многих участках движение меняется на левостороннее. Трасса с разделенными полосами, где каждый едет по какой хочет стороне, но чаще не по своей. Причем этого не нужно делать специально, интуитивная езда именно и выведет водителя на встречку, но и встречный водитель тоже едет по встречке, а потому езда по прежнему безопасная. В общем, мир наоборот в действии.
И все-таки мы доехали до первой точки. Отвороток с жалкого подобия того, что когда-то называлось трассой и мы на воле в пампасах (пампасы это тоже степи). Первый вопрос Олега выкосил начисто. «Мы как идем? Короткой дорогой через непонятно разминированное или еще нет минное поле или в обход»? И это не было первоапрельской шуткой. Выбор маршрута очевиден. Оставили машину на … хм .. на кладбище и двинулись по сокровища. Где-то на грани слуха слышалась артиллерийская канонада и уносилась дальше в степь вместе с холоднющим, сдувающим с ног ветром. Так начинался первый день.
Еще три, всего три(!), недели назад я путешествовал по жарким Тайланду и Камбодже, ел ананасы со всякими там манго, а ноныче иду по кварцы в обход минного поля, да на ледяном ветру. Сегодня Первое Апреля. Ну точно День Дурака.
Перед глазами открылись впечатляющие краевиды. Совсем скоро они укроются в бело-розовый наряд цвета шиповника, боярышника, абрикоса, терна.
Не много нетронутых мест осталось на Донбассе и тем ценнее каждое из них. Уже взошедшие крокусы трепыхали на ветру, пытающемся вырвать их с корнем. 
Вот тут нужно копать, - провозгласил Олег, указывая пальцем в сторону заброшенного карьерчика, в котором некогда добывали плиточный песчаник. Копать, копать и снова копать, перебирая рыхлую землю руками. Одна беда, нет солнышка на небе, а земля влажная, что способствует маскировке кристаллов. Думаю, что большая их часть ушла в отвал. Эх, сейчас бы воду и помпу, но нет таковых в нашем арсенале. Но даже в таких неблагоприятных условиях какая-никакая добычь попадала в наши карманы.


А вот таким этот камушек станет после домашнего уюта, тепла и ласки:
Четко видны грани скелетного роста. Этот кристалл рос в самом конце процесса, когда раствора кремнезема на построение всего кристалла уже не хватало и ребра отвоевывали у граней свое право на существование.
А вот этот чумазик:
Превратится вот в такого лебедя:
Ну а чем станет этот образец - сие мне пока неведома, так как он нырнул не в мой, в Олеговский карман:
Встречались не только дымчатые чумазики, но и вполне себе чистенькие хрусталики
А также многая, многая другое.
Какое-то время спустя наше коллективное вече, изрядно накопавшись, принимает решение о переезде на соседнюю точку, где в известняковых карьерах в кальцитовых жилах живут абсолютно иного генезиса кварцы. Знакомые места, тут я уже был в прошлом лете. Не сказать, что особо удачно был, но места узнавались, а успокоившаяся погода и полностью стихшая канонада приносили нашим ушам и душам долгожданное умиротворение. Канонаду я могу и в Донецке послушать, а хочется степной «тишины», которая на самом деле достаточно мелодична. Честно говоря, для работ в том карьере нужен, как минимум, перфоратор. А посему я изначально решил не заморачиваться особо на долбеже неподъемных даже на взгляд известняковых монолитов, а просто пробежаться рекогносцировочной рысью по карьеру.
Безусловно, какие-то кристаллики марморошских диамантов попадали в мои карманы даже на бегу, но, как говорится, не из мечты все это. Зато порадовали природные цветы.
Адонисы
и природные фиалковые клумбы, которые повсеместно фиолетовили уступы карьера и издавали запах, способный оторвать голову напрочь.
 Встретив Олега в конце карьера, я и он тронулись в обратный поход с рюкзаками, не изменившими свой вес ни на грамм. Дойдя до той жилы где в прошлом году я добыл неплохие образцы, мы нашли Анатолия Васильевича в состоянии возбужденного эйфорического счастья. Он нашел свою жилу с кальцитовыми раздувами, внутри которых притаились приличного размера кварцы и выколотил их. Полковник был счастлив, как ребенок и мы были рады за него.
Собственно вот оно:
На этом решено было спрятать молотки в рюкзаки, а рюкзаки загрузить в багажник.
Я не мог не поживиться из той же жилы любимыми мною кальцитами. Вот такими:
Или вот такой некислый минокристалл:
Ставить ли палатку? Теоретически можно, а на практике все же есть понятие комендантского часа, а огонек в степи виден весьма издалека. Нужно ли рисковать? Не в этот раз. Еще засветло мы успели вернуться в шахтерский городок Зоринск и остановились на подворье пустого частного дома, естественно, с разрешения хозяев. Олег, как местный, сумел организовать нам подобный пансион. Вскорости горел костер, а из распечатанной бутылки первым со всем уважением налили хозяину недр Донбасса Шубину за благоприятствование в добыче и за щедрость. Неторопливая беседа у потрескивающего костра незаметно скрала несколько часов и перевела стрелки часов со Дня Дурака на День Геолога.
Утро следующего дня. Как будто где-то там кто-то клацнул переключатель из положения «Зима» на отметку «Лето». Достаточно сказать, что если в первоапрельский День Дурака я ходил в пуховике и шапке, то к обеду 2го апреля я расчехлился до футболки. Вот такой перспективой нас встречал День Геолога.
Переезд по полям до точки заброски, слегка оторванный бампер и его лечение самым универсальным средством по крепежу и фиксации чего угодно, в смысле скотчем. За его изобретение, я ей богу, медаль бы выдал. От места куда еще возможно проехать на колесах до искомой точки примерно километр, рюкзаки на спину и айда. Дорога проходит через посадку алычи (сделали пометку на август), мимо земляничной поляны (заметочка на июнь).
В перелесочке готовый букет первоцветов выставляется на показ. Пролесок, гусиный лук и хохлатка Маршалла.
 Вот она, нужная цепочка карьеров. Находки пошли буквально сразу. Я традиционно опущу палеонтологическую часть, но отмечу, что в сиих известняках морских лилий, кораллов, брахиопод, гастропод и даже трилобитов более нежели предостаточно.
И кварц, и кальцит радовали каждого. Вот вам марморошики-кварчики притаились в кальците.

А такие они в освобожденном виде
Вот с этим пришлось поковыряться чутка

А теми временем от царства животных на встречу с нами были откомандированы зайцы, куропатки и фазаны. Последних с начала войны и запрета любой охоты развелось столько, что они просто потеряли и страх и совесть. Они просто шныряют везде по своим фазаньим делам, а порой и вовсе без дела. Высоко в небе парили соколино-ястребиные хищники. 
Первая в этом году бабочка (ну если не считать тех цветастых монстров величиной с ладонь, которые я наблюдал недавно в джунглях Тайланда).
Ну а что там про камни? Кальцит. Кальцит кальцитович:
А это крупнячок

А это нечто такое, что способно вскипятить мозг. Угольные копанки, в которых работали живые люди и вовсе не в 19-ом веке эксплуатации человека человеком, а в нынешнем 21-ом. В редких местах ширина лаза достигает 50 см.

И тут вскрик Олега. Крик удивления и радости. Прям на поверхности сверкая гранями лежала эстетичная друза кальцита с огромным кристаллом дымчатого кварца. Как она не была найдена им раньше? К сожалению, полевое фото не передает всей эстетичности образца. Но поверьте - это музейный формат.

Программа по счастью была выполнена и даже с переборчиком. Наверное, нам ловить сегодня уже нечего. Тем более, что стрелочка часов говорит, что пора возвращаться в цивилизацию.

До новых встреч, а продолжение воспоследует.


По всем вопросам я открыт для общения на mbitman@mail.ru 

2 комментария:

  1. Красота, ждём продолжения...

    ОтветитьУдалить
  2. Я даже и не знал сколько у нас на Донбассе всего интересного .Жду с нетерпением новых статей .

    ОтветитьУдалить