Постоянные читатели

четверг, 14 января 2016 г.

Докучаевск и Новотроицкое. Кальцитовые чудеса продолжаются.

Все-таки не перестают меня удивлять "банальные" известняковые карьеры Новотроицкого, Докучаевска, Стылы и Комсомольского. Вроде бы известняк себе и известняк, да и карьерам этим лет и лет, ста еще нет, но по восьмому десятку каждый из них уже разменял, а первые выработки известняка для своего металлургического завода в нынешнем Докучаевске делал еще сам вседонецкий дедушка Хьюз (кто не знает, его именем назывался городок - Юзовка, нынешний Донецк).
Я как-то уже писал небольшой сказ про Зону Сочления  http://donbassmineral.blogspot.com/2015/08/blog-post_4.html
Написал и все время думал как же вернуться к этой теме, ведь так хочется. И вот представился повод. Побывал я давеча в гостях у интересного человека. Из "наших". Человек не профессионал, а любитель, объездивший в поисках камня минерала всю территорию СССР. Естественно, не мог он пройти и мимо родного Донбасса:

Начну я, как уж завелось, издалече и пробегусь короткой строчкой по моей любимой Зоне Сочленения. Так ее назвали тогда в 30-ые или 40-ые годы геологи, имея в виду зону сочленения осадочных пород Нижнего Карбона и Верхнего Девона Донбасса с Приазовским кристаллическим щитом. Но истинное значение этого зловещего словосочетания мы поняли только сейчас. Именно здесь проходит сегодня зона сочленения двух миров, новоявленная граница двух миров. С одной стороны дороги Новотроицкое, с другой Докучаевск. Сталкер сегодняшнего дня, только вот Пикник на такой обочине никак не хочется устраивать. С одной стороны трассы Новотроицк - это территория контролируемая Украиной, а с другой Докучаевчск - контролируется ДНР. Бред? К сожалению, нет. И блок-посты. Я бы не вспоминал об этом вообще, но именно это прискорбное обстоятельство отгораживает сегодня нас от наших любимых карьеров. Тссс, о войне и уж тем более политике, прости Господи за слова скверные, ни слова.
Люблю я начинать со слова "итак".
Итак, недавно я побывал в гостях у старого знакомого и удивился, увидев у него среди сотен гнутых пиритов, коими славится Восточный известняковый карьер Новотроицкого интересные друзы марказитов и совместные агрегаты обоих дисульфидов железа. К сожалению, фотоаппарата я с собой запросто так не ношу и могу показать лишь небольшой образец, который был задарен мне. Спасибо огромное Владимиру.

  Здесь явно видно, как кубики пирита "наползают" на "перья" марказита.
Это предисловие, или как любят писать - присказка. А в сказку я попал, когда мне вдруг среди череды новогодне-рождественских праздников позвонил другой мой товарищ по походам Виктор и сказал, что познакомился с человеком нашим, каменным. В гости приглашают. Меня просить два раза по такому поводу не нужно, несмотря на то, что у меня в этот день дел за горло и непогода страшная. Я уже еду, вы только, товарищи, без меня только не начинайте.
На витринах множество камней со всего бывшего СССР добытые самолично хозяином. Но я залип на его подборочке наших Донбасских кальцитов. Докучаевск и Новотроицкое во всей красе.
Простой кальцит, но
размер друзы более 30 см, Новотроицкое.
А вот тот кристалл прозрачного медового кальцита, который мы видим на витрине в начале статьи. Прошу проскроллировать опять ваши курсоры до верху.
Как вам размерчик? Впечатляет? Меня лично он захмелил больше, чем все суммарное шампанское выпитое на нескончаемые новогодние праздники.
А хозяин тем временем подливает чай и продолжает рассказы про свои поездки, про свою коллекцию минералов и ... бабочек, также самолично собранную (или правильнее писать пойманную?). Я бабочек могу оценить только одним словом - красиво, но ни черта не смыслю в них, а посему я все время сбегаю от бабочек опять к минералам.



Друза кальцита, Докучаевск, Центральный карьер.
Абсолютно правильный двухголовый кристалл кальцита, размер около 5 см. 
Тоже впечатляющий кристаллик.
А эта друза не помещается в шкафу и живет на отдельном столике в коридоре, по размеру авторучки можно масштабировать ее
Естественно, такие чудеса характерны для Докучаевска.





Фотографии можно показывать до бесконечности, это далеко не все. Но все таки это передает основные типажи кальцитов.
А медовички? Как же без них? Естественно, и они есть у радушного хозяина.

Любой любопытный юный химик скажет, что если на месторождении есть кальцит и есть пирит, то неизбежно должен быть гипс.
Ах какие гипсы в конкрециях гетита. Такого в наших краях я еще не видел. Воистину, век живи - век удивляйся.

размер этого образца "с ладонь"
И задумываешься в очередной раз. Какие замечательные образцы по сути спасли люди из под гусениц экскаваторов. Ведь вся эта красота на месторождении только помеха, она ухудшает руду и неизбежно идет в отвал. Сколько образцов, действительно мирового уровня, я видел в коллекциях частных (касаемо донецких образцов, как правило, они на порядок лучше образцов из музеев). Но ведь еще большее количество не менее прекрасных экземпляров просто погибло безвозвратно. А могли бы спокойно экспонироваться в лучших музеях мира, к вящей славе Отечества и компании горнодобытчика. Могли идти на сувениры (вместо дешевого китайского ширпотреба) партнерам и гостям предприятия, гостям города и края. Но никому это не нужно. И ведь не так сложно это организовать. Но тема эта отдельная, а нам лишь остается констатировать, что при нашем способе разработки недр красота будет продолжать уничтожаться. В какую к черту Европу кто-то там идет, если европейцы за каждый камушек трясутся как припадочные только за то, что он "свой", а наши олигархи про это просто не задумались, им не доложили их менеджеры (откуда менеджерам знать, они же закончили бизнес-школы, там про каменья самоцветные ни слова не сказано). А потому и страна у нас "не престижная", нет у нас ничего. При таком подходе и не будет.
И мысли есть даже как все это организовать без вреда производству, но опять таки ... не в военное время. А я ведь уже чуть было не дошел до офиса управляющей компании всех этих карьеров с "рацухой", кабы не начавшиеся внезапно события.
Отвлекаюсь, пардоньте.

Вернемся к нашему гостеприимному хозяину. На удивление остальной донбасской темы не много, но кое что впечатляющее таки увиделось, запомнилось. Приглянулось мигающему оку моего фотоаппарата.
Вот, например, друзочка кварца. И это не Нагольчик, как можно было бы подумать. Это из карьера в районе городов Шахтерск и Тореза в Донецкой области. Прикольно ведь?
горный хрусталь, друза 20 см, 

Ну и, конечно же, не смог пройти мимо цирконов с Донского размером с ..., а впрочем смотрите сами.




Про такие я только слышал.
Сколько же нам еще чудных открытий готовят частные коллекции хороших людей?



По всем вопросам я открыт для общения на mbitman@mail.ru

7 комментариев:

  1. Друзья, почему к этой теме появились комментарии явно политического характера. Такие комментарии я буду удалять без объяснений, особенно если они идут не от настоящего имени, а инкогнито.
    И сразу хочу подчеркнуть следующее. Это блог про минералы, здесь не за белых и не за красных, не за интернационал и не за мировой капитализм, не за христиан и не за мусульман. Здесь такое не обсуждается. Я тут живу и я люблю свой родной край вне зависимости ни от чего. На этом точка.
    Спасибо за понимание.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Этот комментарий был удален администратором блога.

      Удалить
    2. Ну я же попросил :) Давайте оставим политику за рамками данного блога. Пожалуйста.

      Удалить
    3. ну так и убери свои политические кацапские высказывания со статьи-от нее воняет!

      Удалить
    4. Дабы дурь каждого видна была не буду удалять твой комментарий. А подписаться настоящим именем что не судьба? Я вот своего не скрываю. Если мозгов нет, то политические высказывания такие как ты могут увидеть даже в песенке "в лесу родилась елочка". Будь проще и спокойнее, дорогой товарищ без имени. Люби людей и свой край, а не лозунги.

      Удалить
  2. Миша, а что это за дебилы? Как их сюда заносит то?

    ОтветитьУдалить
  3. Привет, Андрей! Сам удивляюсь. По идее должны на политических сайтах сидеть и злословить.

    ОтветитьУдалить