Постоянные читатели

понедельник, 10 августа 2015 г.

СКАЗ ШЕСТОЙ. СЕВЕР ДОНБАССА. ДНО ДРЕВНИХ МОРЕЙ.

Север он всегда север, даже если он локальный. Меня почему-то в детстве все время тянуло не в сторону Юга в смысле на Азовское море, а в сторону Северского Донца, то бишь Севера. Даже сейчас у меня в сознании рисуется картинка раскаленной июльской степи в Приазовье и прохлада лесистого Придонцовья. Хотя все это очень и очень условно, но как-то так отложилось все в голове. А может нам в детстве, тогдашним горловчанам, просто было сподручнее добираться именно в северную часть области и потому для меня еще с тех пор оказались знакомыми окрестности Артемовска, Дружковки, Северска, Краматорска, Славянска, Славяногроска, Красного Лимана. Тогда пацанами мы ездили очень часто этими маршрутами. Я почему то до сих пор с теплотой вспоминаю вокзалы и небольшие полустаночки, электрички с жесткими деревяными лавками, которые мне казались почему-то верхом комфорта и уюта, запах железнодородных рельс и шпал - именно этот запах у меня ассоциировался с запахом дороги. А катался я тогда много и часто.   
Про то, что в Артемовске находилась Донбассгеология я вообще молчу, ведь туда мы, пацаны, приходили как к себе домой и там хранитель музея и замечательный человек Борис Абрамович возился с нами как с родными.
Друза крупных кристаллов галита, а в простонародье поваренной (каменной) соли


И мы очень любили ходить между витринами МУЗЕЯ и по десятку раз рассматривать образцы, потом перемещаться к Борису Абрамовичу в мастерскую и смотреть как он режет и полирует камни, делает из них изделия. Он приложил немало усилий для того, чтоб привить нам любовь к камню.

Что же такого есть в "северных" краях, ради чего следует срываться с места и есть ли что-такое вообще?
Я не зря написал про древние моря. Весь север Донбасса сложен из осадочных пород пермского периода и периодов мезозойской эры. Когда то в начале пермского периода могучие древние моря высыхали и по мере испарения влаги в осадок выпадал относительно слаборастворимый гипс, ареал гипсовых полей простирается от Никитовки (той самой знаменитой Никитовки, где киноварь) до Соледара (что севернее Артемовска). Здесь расположены мощнейшие месторождения гипса и не зря империалистические гиганты Knauf и Lafarge открыли в Артемовске и Соледаре свои производства. В бывших гипсовых штольнях расположился завод Артемовский Шампанских вин. Хотите верьте, а хотите проверьте, но сколько бы вы не выпили шампанского, а я лично не пробовал сего напитка вкуснее, чем выдержанный на глубине в старых гипсовых штольнях под Артемовском, и это далеко не только мое мнение. Напиток этот идет на экспорт во многие страны мира.
Но если вернуться ко временам, когда шампанского еще не было, к тем самым древним морям, то по мере высыхания моря превращались в соленые озера (как современный Иссык-Куль или Аральское море) и затем и вовсе испарились. Образовались месторождения каменной соли. Это самые крупные месторождения соли на территории всего бывшего СССР (35% общесоюзной добычи). Еще в древнопамятные времена здесь пролягал соляной чумацкий шлях, а казаки не зря поставили сторожевые засечки с Диким Полем в Торе (сейчас Славянск). Они здесь вываривали соль и успешно ей торговали. Да и самый старый город Донбасса - Бахмут, он же Артемовск тоже возник благодаря соли. Сегодня в Артемовске, вернее в Соледаре можно опуститься в соляную шахту и побродить по ней. И даже устроить там пьянку-гулянку.
Ну да история соледобычи - это отдельная история.

Не оставляют равнодушным район Дружковки, где буквально рядом друг с другом расположено два замечательных объекта – заповедник окаменелых деревьев и живописные меловые скалы возле Белокузьминовки.

Белокузьминовка - ну что тут сказать, зубы меловых скал вгрызающихся в небо, хранят в себе множество окаменелостей морских ежей и не только их. Пояса кремня буквально рассекают скалы. 

Места радующий взор. Задачи палеонтологов ясны и понятны. Но что делать там нам искателям минералов. Ответ прост искать нужно халцедон. Я абсолютно не исключаю возможностей, что там может быть халцедон и гораздо лучшего качества, чем находили до сих пор.  
Халцедон
Рядышком с Белокузьминовкой расположен заповедник "Дружковские окаменелые деревья". Про дружковские окаменелые деревья писано много, не буду ничего особо добавлять. Лежат себе огромные стволы араукарий в состоянии вечного покоя, они уже миллионы лет как камень, но некогда эти исполины были живыми гигантами и, наверное, им казалось, что будут жить они вечно. Так оно в итоге и получилось. Правда, кто-бы что ни говорил, а коллекционной или декоративно-поделочной ценности эти деревья не имеют. 
Дерево окаменелое и дерево живое
Они имеют ценность именно в том виде, в каком они находятся сейчас: огромные стволы среди цветущего современного шиповника и боярышника – отличная фотография на память.


Если уж говорить про деревья, то по-настоящему классные и декоративные деревья можно найти на стыке Луганской и Харьковской областей, а также немножко восточнее в Ростовской области Российской Федерации, здесь спит палеогеновое дерево, весьма красивого цвета и рисунка. Некоторые стволы при жизни погрызли древоточцы и их ходы заполнились полупрозрачными почками желтого и иногда голубоватого халцедона. Вот это по истине находки ради которых есть резон покопать землю. Образцы видел, в руках держал, да только вот сам никогда не копал, а потому мне лично похвастаться нечем в этом направлении.


В Артемовском районе, по дороге из Артемовска в Попасную находятся села Пилипчатино, Покровское, Медная Руда. В этом районе на поверхность выходят медистые песчаники, которые в приповерхностной зоне окисляются в малахит и азурит.
Да, это не Алтайский и не Уральский малахит и вряд ли на него позарится Медной Горы Хозяйка, но тем не менее, для разнообразия, а особенно начинающим пионерам-геологам весьма интересно поковорыть зелено-синие камушки.


А еще мы в детстве поехали под предводительством все того же Вадима (см сказ про Октябрьский Массив) в город Северск, который раньше назывался одновременно и смешно и грустно - Яма. Выгрузились на ЖД-станции, шли уверенно в сторону Северских доломитных карьеров, пока не вышли на берег ставка. Обошли его по дамбе, форсировали ручеек из него текущий и оказались на противоположном крутом берегу. Хотя я могу и ошибаться в своих воспоминаниях, коим уже почти, ух мама родная, тридцать лет.
"Боже, как давно это было, помнит только мутной реки вода" (с) К. Никольский.
А на берегу диво-дивное, высокий сей берег сложен известняком красивым и полосатым – настоящий слоенный пирог цветного кальцитового оникса. Да не просто оникса, он весь в полостях и в кавернах, и из каждой торчат зубы и ежи образованные остроконечными головками скаленоэдрических кристаллов кальцита.
Я уж не помню что и как мы ковыряли, но пара образцов из того далеко дня до сих пор лежит у меня дома. Идем далее вдоль берега, глядь на одной из известняковых глыб-валунов курумника высечен огромный профиль Ленина и покрашен серебрянкой.
Так Ильич выглядит сегодня, фотографий 30-ти летней давности я не делал
Забавно. Мы как настоящие пионеры Страны Советов отдали честь Вождю (шучу, а то еще подумаете всякое) и продолжили свой путь.Вот интересно доберется ли современный украинский "ленинопад" до этого Володьки, который спрятался во чисто поле?

Где и как далее мы лазили не помню и даже не помню были ли мы в итоге вообще в доломитовом карьере. Образцов оттуда точно нет и не было. Помню, что спустились мы опять к ставкам через полотно железной дороги и разбрелись немножко в разные стороны.
 Вторая половина дня, пора бы и честь знать, а то домой к ночи не вернемся нас мамки-папки заругают, а времена то дикие, мобилок нет, чтоб предупредить беспокойных родителей. …. Твою же дивизию … вот это совпадение, набираю в аккурат эти строчки про наше детство золотое, про то как не было средств коммуникаций и тут с экрана ноутбука раздается звонок скайпа. Это звонит тот самый Вадим из детства, он в Луганске жил после окончания ВУЗа, геологом тоже не стал, но остался хорошим человеком, очень хорошим и очень порядочным человеком. Война затронула Луганск еще раньше Донецка и очень серьезно, он был вынужден перебираться в соседнюю страну, Рассейскую сторону. Вот теперь там и коротает быт….. Вновь возвращаемся на 30 лет назад, сияет солнце мы все живем в СССР, мечтаем вырасти большими, стать геологами и стучать своими молотками везде от Калининграда до мыса Дежнева и от острова Рудольфа до Кушки, а может повезет и отправят в какую-нибудь дружественную малярийную страну третьего мира, твердо ставшую на путь социалистического исправления. Во как портретом Ленина на скале навеяло! Ну в общем Вадим дает команду на сбор, глядь по сторонам, двоих наших нет. И тут бегут родимые, глазки горят, улыбки от ушей. «Агата, агаты!!!».
Мы с Вадимом переглянулись повернулись к остальным «за нами, бегом». Смотрим, хлопчики нам показывают каменные шары-яйца размером от ореха до апельсина. Хрясь по одному молотком, а там кварцевая жеодка; хрясь по второму, а там халцедоновые почечки; хрясь … и так далее.
Настоящих агатов почти нет, но жеоды и впрямь прикольные. Особенно если их не молотком бить, а взять шары целиком и отвезти на распил да хоть в ту же Донбассгеологию.
Еще я несколько раз в детстве возвращался в Северск, Вадим уже поступил в институт и я фактически занял его место, правда возил я уже какую-то огромную толпу из городского Дворца Пионеров. Возил в том числе и на Северск.

Повзрослев я тоже несколько раз бывал там. На сей раз я проходил спокойно мимо кальцита … хотя нет, стоит вспомнить эпизод. Как-то приехали мы туда с Федей и Антоном и решили собрать кальцитовых друз с одного из верхних уступов. Достаточно приличный кальцит взяли, Федя спустился вниз, курит, я спускаюсь по веревке, не понял как раскрутился и вот валяюсь ровно в середине куста шиповника. Никак самому не выкарабкаться, чтоб не порвать всю кожу. А Федька, друг, ржет. Лежу, самому и больно и ржачно, еще и шиповник поедаю. В общем вытащили меня.

Все-таки интересней лазить в агатовой части. Мы нашли коренник этих агатиков. Кроме того, там же в некоторых конкрециях наблюдаются прекрасно образованные кристаллы пирита, иногда полностью замещенные лимонитом, а еще там есть чудные, шикарные друзы барита. 
Пирит полностью замещенный гетитом внутри кварцевой жеоды
Очень неожиданная находка. Я как-то сто лет назад читал Геологию СССР, том VII «Донецкий Бассейн». Кстати, там Украинская ССР и Молдавская ССР – том 5, но при этом в Украину не входят Донбасс – том 7 и Крым – том 8. Они что уже тогда все знали? Ладно проехали, так в вот, в этом томе сказано: «По своему значению немногочисленная часть представителей этой группы (в смысле коллекционные минералы - прим. автора) вызывает лишь минералогический интерес (бариты в известняках северной части Донбасса, палыгорскит, аметисты, цитрин, морион на р. Кальмиусе)».
Барит из кварцевой жеоды, Северск.

Аметист и морион мы с вами уже нашли в Комсомольском, а вот и барит из известняков в северной части Донбасса похоже тоже нашелся. Это был еще один из грандиозных неосуществившихся проектов на 2014 год – барит Северска и целестин из соседних мест. Но случилось такое, что вывернуло сознание и завернуло его нереальность. Но ведь мы то с вами знаем, что людская глупость меряется лишь людской глупостью, а камни нас подождут и год и два и десять и тысячу лет, как прождали уже миллионы и сотни миллионов лет. И я уверен переиначивая слова песни, что жить в эту пору прекрасную доведется еще обязательно и мне и тебе.

Старая фотография: Арине тут 9 лет, сидит она окаменелом дереве, которому 360 миллионов лет, в руках держит ящерку - Хозяйку Мелной горы, которой еще нет и трех месяцев.


По всем вопросам я открыт для общения на mbitman@mail.ru 

3 комментария:

  1. Очень интересные рассказы. Спасибо большое. Для такого человека,
    как я, далекого о геологии, никогда не поздно узнать о
    природных богатствах родной земли.

    А еще точно вы подметили про "запах железнодородных рельс и шпал". У меня ежегодные поездки в детстве в Красный Лиман еще ассоциировались с запахом хвойных лесов.

    ОтветитьУдалить
  2. "почему-то верхом комфорта и уюта", -не почему-то, а так и есть!!

    ОтветитьУдалить